Росимущество больше не арендует нефтяникам скважины
Некоторые нефтяные структуры столкнулись в этом году с проблемой – у Росимущества не получилось арендовать скважины, которые пробурили еще в период СССР. На балансе ведомства значатся в настоящее время свыше семи тысяч скважин, а это четыре процента от всего фонда российских скважин, уточнили в Росимуществе.
До 2018 года скважины эти передавали недропользователям во владение на правах аренды на период до одного года, а затем нужно было заключать очередной договор. Однако, после реорганизации территориальных управлений Росимущества на территориях Тюменской области, ЯНАО и ХМАО ведомства отказались арендовать скважины. Нефтяники говорят, что тогда прозвучало требование об открытых аукционах для заключения договоров на аренду.
По словам источника из финансово-экономического блока российского правительства, на проведении торгов настаивала ФАС. Антимонопольное ведомство указало на тот факт, что отсутствуют нормативно-правовые обоснования для заключения договоров аренды без торгов (аукционов либо конкурсов). Представители ФАС акцентировали внимание на том, чтобы не были допущены действия, которые влекут за собой ограничение конкуренции.
«Сегодня имеет место проблема юридического характера, когда взаимосвязанные имущественные права пребывают под разным регулированием, — пояснил замглавы ФАС Рачик Петросян. — Мы уже говорили о необходимости унифицировать и существенно упростить порядок предоставления прав аренды, а также проведения торгов в электронном виде. Ситуацию можно решить посредством внесения поправок в действующее законодательство о недрах, и внимание Министерства природы мы на этот момент уже обращали».
Уточним, что ХМАО, ЯНАО и Тюменской области работают сегодня все крупные нефтяные структуры. В общей сложности на территории Западной Сибири добывают до 56 процентов нефти от общероссийского показателя. Как минимум для двух компаний проблема эта привела к срыву «программы, ориентированной на испытание ранее пробуренных скважин, располагающихся на лицензионных участках».
Партнер компании «Нафко-консультанты» Ирина Мостовая отметила, что скважины Росимущества преимущественно технические – бурили их в процессе разведки месторождений, и использование их при добыче невозможно. Ведущий научный сотрудник Института горного и энергетического права РГУ нефти и газа имени Губкина Иван Сидоров уточнил в свою очередь, что в процессе лицензирования продают не участок как таковой – продают право пользования недрами, а скважины не передают.
Согласно закону о недрах, прекращение прав на объекты, которые необходимы для работ, связанных с использованием недр, к примеру, скважины, является возможным лишь при условии ликвидации их либо консервации за деньги владельца. Ирина Мостовая пояснила: то есть покупка скважин Росимущества возможна только для ликвидации или консервации за собственный счет. Никакого смысла в этом, разумеется, нет, поскольку дешевле для компании – взять в аренду.
Читайте также: «Роснефть» и Eni завершили бурение первой скважины в водах Черного моря