«Роснефть» и «Транснефть» пришли к соглашению в споре вокруг «Дружбы»
Стали известны подробности урегулирования разногласий между «Транснефтью» и «Роснефтью» по поводу инцидента с загрязнением нефтепровода «Дружба» в 2019 году. Тогда загрязненная нефть нанесла ущерб оборудованию Мозырского НПЗ в Белоруссии, а также вызвала проблемы для европейских покупателей в Польше, Германии, Венгрии и Чехии. Им пришлось складировать некондиционную нефть и постепенно смешивать ее с чистой, чтобы сделать пригодной для переработки. Подробности о разрешении конфликта сообщает «Коммерсантъ».
Детали конфликта «Роснефти» и «Транснефти»
«Транснефть» обязалась компенсировать ущерб, но предложила сумму в пределах 15 долларов за баррель загрязненной нефти. Другие российские нефтекомпании быстро достигли соглашений с зарубежными клиентами. Однако, «Роснефть» долго не могла договориться о сумме компенсации. К маю 2022 года были урегулированы требования на сумму более 170 млн долларов, из которых 75 млн долларов были связаны с убытками «Роснефти», включая претензии со стороны компаний:
- Total;
- Trafigura;
- Мозырский НПЗ.
Однако вопросы по размеру компенсации оставались нерешенными для некоторых клиентов «Роснефти», и в мае 2022 года истек срок давности для подачи исков. В ответ «Роснефть» подала иск к «Транснефти», требуя вернуть:
- 120,9 млн долларов;
- 47 600 евро;
- 5 500 фунтов стерлингов;
- 73,9 млн польских злотых;
- 3,4 млрд рублей.
В общей сложности получилось более 11 млрд рублей в убытках, связанных с требованиями иностранных покупателей и упущенной выгодой из-за остановки прокачки нефти. В декабре 2022 года суд отклонил требования «Роснефти», однако компания обжаловала это решение. В августе 2022 года «Транснефть» также подала иск к «Роснефти» на сумму 2 млрд рублей за неоплату хранения нефти и начисленные пени.
О чем договорились нефтекомпании
По данным источников «Коммерсанта», в рамках соглашения «Роснефть» собирается отказаться от своих судебных исков против «Транснефти». В ответ «Транснефть» обязуется продлить срок, в течение которого она будет готова компенсировать убытки «Роснефти» из-за инцидента с загрязнением «Дружбы», до конца мая 2025 года. Выплаты будут производиться при наличии достаточных документальных подтверждений или решений судов. Как и в других случаях они не будут превышать 15 долларов за баррель, сообщают журналисты pronedra.ru. Однако, если зарубежные покупатели нефти «Роснефти» потребуют компенсацию в большем размере и докажут обоснованность своих претензий в суде, то убытки «Роснефти» могут быть возмещены по отдельному решению правительства, превышающему утвержденный «Транснефтью» лимит. Компании пока не прокомментировали это соглашение.
Кроме того, в конце 2022 года «Транснефть» подала два иска против «Роснефти» и ей подконтрольной «Башнефти» на сумму 400 миллионов рублей. Они были связаны с невыполнением договорных обязательств по объемам сдачи и транспортировки нефтепродуктов в 2020 и 2021 годах. Один из этих исков был уже отклонен «Транснефтью», и ожидается, что аналогичное решение будет принято и во втором случае.
Согласно российскому законодательству, срок давности для претензий грузоотправителей к «Транснефти» составляет 3 года. Истечение этого срока является самостоятельным основанием для отказа в судебных исках, однако оно не мешает предъявлению претензий. В данном случае нельзя утверждать, что одна из сторон является «слабой», поэтому заключенное соглашение следует рассматривать как соглашение, достигнутое с учетом баланса интересов.