Россия столкнется с дефицитом транспортных мощностей при росте экспорта удобрений

15:44, 25 Апр, 2025
Татьяна Арестова
Экспорт удобрений
Иллюстрация: pronedra.ru

По оценкам «Имплементы», Россия к 2030 г. увеличит производство удобрений до 78 млн т (+28%). Также прогнозируется рост экспорта. В основном увеличение объемов производства обеспечат калийные и азотные удобрения – на 50% и 30%. Однако, дефицит транспортных мощностей создает вызовы для наращивания экспорта, сообщает «Коммерсантъ».

Прогнозы по производству и поставкам удобрений

Реализация всех заявленных проектов, включая те, которые находятся на начальной стадии проработки, способна увеличить предложение на 8-12 млн т. В основном прирост обеспечит карбамид. Однако, большинство таких инициатив принадлежат новым структурам, не связанным с действующими производителями. Это влечет за собой вопросы инфраструктурного обеспечения, включая транспортировку продукции, ориентированной на экспорт.

Читайте по теме: начинаются полевые испытания – «Русал» тестирует новое кремниевое удобрение

По прогнозам, мировой спрос на минеральные удобрения в активном веществе к 2030 г. увеличится на 23 млн тонн или 11%. Большую роль в этом сыграют Латинская Америка и Южная Азия. Россия при этом может нарастить экспорт на 38% или 15 млн т, преимущественно за счет хлористого калия и карбамида. Производители останутся конкурентоспособными на мировом рынке благодаря низкой себестоимости продукции, несмотря на высокие логистические расходы.

Основной маршрут для поставок удобрений в зарубежные страны — Балтийский бассейн. В настоящее время значительная часть перевалки удобрений осуществляется через российские порты в европейской части страны. В 2024 г. мощности балтийских портов оценивались в 47 млн т. Еще 11 млн т доступно в Азово-Черноморском и Арктическом бассейнах. Прогнозируется, что к 2030 г. мощности этих портов увеличатся примерно на 30 млн тонн, что позволит значительно расширить экспортные возможности.

Транспортных мощностей для удобрений не хватает

Аналитики отмечают, что балтийский маршрут уже сталкивается с дефицитом транспортных мощностей. В результате некоторые производители из России и Белоруссии прибегают к железнодорожным перевозкам в Китай или перевалку через контейнерные терминалы на Балтике. Однако, специализированных мощностей последних уже не хватает. Дефицит оценивается в 6 млн т без учета пиковых нагрузок. К 2030 г. этот показатель может достигнуть 22 млн т.

В то же время, в Азово-Черноморском бассейне специалисты прогнозируют сбалансированную инфраструктуру, однако, рост потребления удобрений на азиатских рынках и возможная нехватка перевалочных мощностей на Балтике могут создать условия для развития инфраструктуры на юге России.

Кроме того, необходимо учитывать риски, связанные с перевалкой удобрений из Белоруссии. Российские порты могут столкнуться с увеличением нагрузки от таких поставок при ослаблении санкций. Такая ситуация приведет усиление конкуренции для российских компаний на прибалтийском направлении.

В целом, специалисты компании «Имплемента» и ЦЭП Газпромбанка сходятся во мнении, что к 2030 г. российские предприятия смогут значительно нарастить производство и экспорт удобрений, но для этого потребуется решение инфраструктурных проблем и обеспечение необходимыми мощностями портов и железных дорог.

Ранее на pronedra.ru писали, что оснований нет: Минсельхоз не планирует индексировать отпускные цены на удобрения

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *