Россияне будут отвечать за повышение налогов для бизнеса – мелкие предприниматели разорятся, а цены взлетят
 
              Мелкий бизнес разорится, а цены взлетят – повышение налогов бизнес переложит на плечи россиян. Так в прессе комментируют потенциальные последствия запланированного повышения базовой ставки НДС на 2 процентных пункта, до 22%. Изменения ожидаются с 1 января 2026 г. Согласно свежему опросу Союза бухгалтеров и налоговых консультантов, две трети представителей бизнеса планируют переложить рост налоговой нагрузки на покупателя путем повышения цен, сообщает tssrgrad.tv.
Результат опроса — важный индикатор реакции рынка. Лишь небольшая доля предприятий готова временно сократить прибыль ради сдерживания цен, тогда как часть микропредприятий рискует вовсе прекратить деятельность после вступления реформы в силу.
Цены взлетят, а малый бизнес разорится – риски повышения налогов
Параллельно обсуждается пересмотр правил упрощенной системы налогообложения. Порог доходов для обязательной уплаты НДС намерены снизить с 60 млн рублей до 10 млн рублей, что автоматически расширит число малых компаний в налоговой зоне повышенного администрирования. Последствия этой связки мер — рост налоговой нагрузки плюс дополнительные издержки на бухгалтерию — для малого бизнеса выглядят остро.
Читайте по теме: налоги до 1 декабря 2025 года: что должны знать россияне
Историческая перспектива помогает понять масштаб эффекта. В 2019 г. переход ставки НДС с 18 на 20% дал ощутимый, но относительно умеренный вклад в инфляцию. Аналитическая записка Центробанка оценила накопленный эффект в пределах примерно 0,55–0,7 процентного пункта за период с июля 2018 по апрель 2019 гг. В текущей ситуации оценочные значения расходятся. Минфин предполагает вклад порядка одного процентного пункта, тогда как часть экономистов прогнозирует более высокий эффект — на 1,5–2 п. п. Такие разночтения показывают высокий уровень неопределенности при прогнозировании реакции цен и потребительских ожиданий.
Повышение налога на бизнес ляжет на плечи россиян
Бизнес-логика реакций понятна и проста. НДС закладывается в цену товара или услуги, и при отсутствии возможностей для оперативной оптимизации себестоимости компании вынуждены либо повышать розничные цены, либо сокращать маржу. Высокая конкуренция в розничной торговле делает сдерживание цен проблемой, поэтому в секторе ожидание роста цен особо велико. В транспортной сфере и сервисах влияние повышенной налоговой ставки также оказывается сильным за счет высокой доли операционных расходов и небольшой гибкости маржи.
Социальная сторона реформы проявится в усилении разрыва между крупными сетевыми игроками и мелкими продавцами. Крупные ритейлеры обладают ресурсами и оборотной массой, позволяющими частично гасить удар по покупателю за счет скидочных схем и логистических преимуществ. Мелкий ритейл и уличная торговля в регионах лишены аналогичных буферов, поэтому риск выхода части таких субъектов из рынка остается высоким. Сокращение числа субъектов малого бизнеса повлечет рост безработицы в локальных сообществах и падение доступности некоторых услуг в регионах.
Что делать гражданам и малому бизнесу
Практические рекомендации для домохозяйств и фирм сформулированы по принципу минимизации рисков. Домашние бюджеты выигрывают при активном использовании банковских инструментов с реальной положительной ставкой по вкладам относительно инфляции; на данный момент диапазон ставок по рублевым депозитам остается предпочтительным для части сбережений. Для семей и частных потребителей важна оптимизация расходов: планирование покупок, переход на сезонные продукты, оптовые покупки для длительного хранения и внимательный анализ платежек ЖКХ на предмет ненужных услуг.
Малому и среднему бизнесу критично пересмотреть менеджмент издержек и структуру цен. Варианты действий: автоматизация бухгалтерии и логистики с целью снижения постоянных расходов, переговоры с поставщиками ради улучшения условий оплаты, внедрение программ лояльности для удержания клиентской базы при ограниченном росте цен. Для компаний с оборотом близким к предельному уровню упрощенной системы важна оценка сценариев перехода на общую систему и поиск инструментов налоговой оптимизации в легальном поле. Параллельно полезно прорабатывать цифровизацию процессов, что повышает устойчивость бизнеса при повышенных кредитных ставках.
Ранее на сайте «Пронедра» писали про повышение НДС до 22% в 2026 году: что готовит Минфин и как это скажется на кошельках россиян