Снимается с «долгового ручника» — Германия готова занять полтриллиона евро на инфраструктуру

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил о готовности страны «сняться с ручника» и занять полтриллиона евро. Речь идет о так называемом «долговом тормозе», ограничивающем резкое увеличение государственных расходов, включая финансирование военных нужд и инфраструктурных проектов. Согласно его планам, правительство намерено направить дополнительный 1% ВВП на оборону, а также создать фонд в размере 500 млрд евро для реализации инфраструктурных инициатив, сообщает издание «Известия».
Германии может быть сложно занять деньги
Германия традиционно придерживалась фискальной осторожности. В отличие от многих европейских стран, таких как Франция и Италия, государственный долг которой составляет более 100% от ВВП, Берлин удерживал свою задолженность на уровне менее 60%. Этот подход объясняется не только скепсисом к увеличению долговых обязательств, но и использованием механизма «долгового тормоза», который был введен в 2009 г. В рамках этого механизма правительство не имело права на структурный дефицит бюджета выше 0,35% от ВВП.
Читайте по теме: Германия собирается воевать: почти половину средств потратят на военные расходы – к чему готовятся немцы
Этот механизм эффективно действовал в течение 11 лет, до тех пор, пока пандемия коронавируса не вынудила правительство временно приостановить его действие. В условиях чрезвычайной ситуации Германия получила возможность увеличить расходы на борьбу с последствиями пандемии. Это исключение продлилось несколько лет, несмотря на то, что пандемия отступила. В 2023 г. такие меры были использованы для финансирования поддержки Украины, но в конце концов Конституционный суд Германии признал эти действия незаконными, что привело к необходимости изменений в основной закон страны.
Теперь, по предложению Мерца и его партии, планируется полное устранение ограничения на государственный долг. Этот шаг удивителен с учетом того, что партия ХДС/ХСС исторически придерживалась жесткой фискальной линии, скептически относясь к увеличению долговых обязательств. Тем не менее такие изменения поддерживаются социал-демократами, которые будут младшими партнерами в новой коалиции, что добавляет элемент неожиданности в эту инициативу.
Полтриллиона евро – не много ли?
Объявленная сумма в 500 млрд евро кажется слишком масштабной, а дополнительное финансирование военных нужд за счет выпуска нового долга на 1% ВВП означает рост заимствований на 50 млрд евро ежегодно. В условиях, когда экономика страны уже 2 года подряд находится в состоянии рецессии, такие инициативы вызывают споры.
Промышленное производство Германии остается в отрицательной зоне почти три десятилетия месяцев. Основной причиной стало удорожание энергоресурсов, связанное с прекращением торговых отношений с Россией. В таких условиях увеличение государственных расходов могло бы стать мерой для оживления экономики, особенно с учетом растущих тревожных настроений в европейских политических кругах, связанных с вопросами обороны. Однако реализация этих планов потребует пересмотра механизма «долгового тормоза», что невозможно без внесения изменений в Конституцию.
Для принятия соответствующих поправок необходимо заручиться поддержкой двух третей депутатов бундестага. Ранее, когда в парламенте доминировали две крупнейшие партии – ХДС/ХСС и СДПГ, достижение консенсуса по ключевым вопросам было сравнительно несложной задачей. Однако сегодняшняя политическая ситуация сложнее: в бундестаге представлены пять партий, причем две из них занимают антисистемные позиции. Совокупная поддержка ХДС/ХСС и СДПГ больше не превышает 50% голосов, хотя еще недавно их общий контроль над парламентом достигал 70–80%.
Среди возможных вариантов для получения необходимого большинства – переговоры с «Левыми» или «Альтернативой для Германии». Однако такие договоренности будут непростыми. Представители АдГ выступают категорически против расширения долгового финансирования, а «Левые» не поддерживают увеличение военных расходов. Обе партии требуют активного участия в политическом процессе, а АдГ, будучи крупнейшей оппозиционной силой, особенно стремится к укреплению своих позиций.
Существует и альтернативный путь – попытка провести законопроект через предыдущий состав бундестага, где влияние «Левых» и АдГ было менее значительным. В этом случае традиционные партии могли бы собрать две трети голосов без необходимости сложных компромиссов. Однако такой маневр, хотя и полностью законный, может вызвать вопросы с точки зрения легитимности. Подобный шаг будет воспринят как игнорирование мнения избирателей, что может создать политические риски задолго до следующих выборов.
Реакция на «снятие с ручника»
Сразу после объявления о возможной отмене «долгового тормоза» в Германии наблюдались значительные колебания на финансовых рынках. Доходность немецких облигаций резко выросла на 0,3 процентного пункта, достигнув уровня 2,83% — это был самый сильный скачок с 1989 года, с момента падения Берлинской стены. На следующий день рост продолжился, и доходности превысили отметку 2,9%. Такое повышение стоимости заимствований сразу же отразилось на экономике: Германия столкнулась с удорожанием кредитных ресурсов, что может оказаться препятствием для дальнейшего наращивания долга.
Реакция мировых рынков также оказалась мощной. Итальянские облигации подешевели на 4%, и падение затронуло весь европейский рынок. Причина кроется в том, что увеличенные заимствования Германии снизят спрос на облигации других стран Евросоюза, чья кредитоспособность вызывает больше сомнений, чем у самой Германии. Эффект от этих изменений затронул не только Европу: цены на государственные долговые бумаги упали в Японии, Австралии и Новой Зеландии.
Однако проблема для Германии и Европы не ограничивается только вопросами финансирования. Одной из основных трудностей становится нехватка ресурсов для реализации масштабных проектов. Планируемые расходы на перевооружение и строительство инфраструктуры, предполагающие траты в триллион евро и больше, потребуют значительного увеличения потребления сырьевых ресурсов. В условиях уже существующих высоких цен на материалы и энергетические ресурсы таких затрат будет недостаточно для стабилизации экономики.
Кроме того, рост спроса на сырье, особенно в условиях разрыва торговых связей с Россией, может привести к очередному скачку цен, что, в свою очередь, усилит инфляционные процессы и ускорит экономическую стагнацию. Для Европы это может означать начало нового кризиса, учитывая, что текущий экономический спад еще не преодолён.
Ранее на «Пронедра» писали про 100 миллиардов евро в никуда и новые амбиции Германии на 200 миллиардов