Советский пароход с судьбой «Титаника»: что на самом деле случилось с «Адмиралом Нахимовым»

20:42, 29 Июн, 2023
Владислав Висл
Источник фото: ysia.ru

Крушение парохода «Адмирал Нахимов» после столкновения с балкером «Петр Васев» на прощальном рейсе превратилось в ужасную трагедию. Всего за восемь минут «Адмирал Нахимов» исчез под водой, оставив около тысячи людей в ужасе на поверхности Черного моря, ожидая помощи. Ччто же случилось с легендарным судном?

Советский «Титаник»: почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

Весь мир несколько дней с тревогой следил за судьбой пассажиров подводного катера «Титан», отправившихся на место гибели «Титаника». 19 июня судно исчезло с радаров, и у спасателей из США, Канады и Европы было совсем мало времени, чтобы спасти туристов. Вечером 22 июня экипаж признали погибшим, а на месте пропажи батискафа нашли обломки. Первые выводы экспертов, на судне произошел взрыв. Это не первое трагическое событие, произошедшее в открытом море, и даже на территории нашей страны имели место крупномасштабные морские катастрофы.

Например, 29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» отправился из Одессы и точно по расписанию в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийский порт. В 22:00 капитан Вадим Марков отдал команду на отчаливание, чтобы двигаться в Сочи, и лишь на 10 минут судно задержалось из-за пассажира, опоздавшего на катере, который догонял их. Это небольшое препятствие не должно было повлиять на исход событий, но сообщение о приближающемся сухогрузе «Петр Васев» с Босфора стало судьбоносным для всех участников, — сообщают журналисты pronedra.ru.

Советский «Титаник». Почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

Несмотря на предварительные договоренности о маневре, в 23:12 балкер врезался в пароход, на котором находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа. Всего через восемь минут «Адмирал Нахимов» исчез под водой. Семидневное путешествие по Черному морю превратилось для туристов в катастрофу, унесшую жизни 423 человек. При этом обстоятельства позволяли избежать трагедии: погода была благоприятной, капитан и его помощник были опытными моряками… Что же пошло не так?

История знаменитого судна

Этот роковой рейс «Адмирала Нахимова» был известен как прощальный, так как еще в июле 1986 года был подписан приказ о списании лайнера на металлолом из-за его возраста: судну уже исполнилось семьдесят лет. «Берлин», как назывался корабль, был построен в 1925 году в Германии. Он совершал трансатлантические переходы, затем использовался для круизов по Средиземному морю, а во время Второй мировой войны служил плавучим госпиталем.

В 1945 году «Берлин» попал на мину и затонул, а через два года был поднят советскими водолазами. После ремонта и переименования в «Адмирал Нахимов» судно вошло в состав пассажирского флота СССР, а в 1957 году его капитаном стал Николай Соболев. Он полюбил этот корабль, который внутренними отделками больше напоминал дворец, чем судно.

Советский «Титаник». Почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

Под командованием Соболева «Адмирал Нахимов» стал настоящей легендой: на его борту даже сняли фильм «Дамы приглашают кавалеров». После ухода капитана на пенсию в конце 70-х годов, лайнер начал стремительно приходить в упадок. После введения новых правил безопасности «Адмирал Нахимов» перестал выполнять международные рейсы, а на внутренние круизы соглашались только немногие моряки. Это не значит, что экипаж был непрофессионален, просто члены команды, сменяющие друг друга, возможно, не успевали наладить слаженную работу

Три фактора и одна причина

31 августа командование судном осуществлял опытный капитан Вадим Марков. Сообщение о приближающемся балкере «Петр Васев» не вызвало у него никакого беспокойства. Они должны были просто договориться по радиосвязи о том, кто будет уступать дорогу.

Советский «Титаник». Почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

С поста регулирования движения судов экипажу сухогруза «Петр Васев», перевозившего 30 тысяч тонн зерна, предложили пропустить пассажирский лайнер, что нарушало формальные правила, так как корабли должны были разойтись, проходя левыми бортами, а здесь речь шла о правых. Тем не менее, на такие нарушения часто закрывали глаза, поскольку маневр не представлял особых сложностей.

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко был уверен, что при определенной скорости и координатах они смогут без проблем разойтись с «Адмиралом Нахимовым» на расстоянии немного меньше километра. Вадим Марков тоже не сомневался в успехе маневра. Убедившись, что пароход движется по заданному курсу, он передал рулевое управление второму помощнику Александру Чудновскому и спустился в каюту. Чудновский и Ткаченко несколько раз связывались по радио, подтверждая, что все идет по плану.

«Ткаченко наблюдал за обстановкой с помощью САРП, хотя правила предписывали ему осуществлять визуальное наблюдение с помощью бинокля», — отмечал следователь. — «При этом пассажирский пароход, освещенный яркими огнями, был для него хорошо виден. Когда мы его спрашивали, почему он не уступил дорогу, Ткаченко отвечал: «Думал, что проскочу»».

Советский «Титаник». Почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

Однако Ткаченко ориентировался не на визуальное наблюдение с помощью бинокля, а на данные автоматизированной радиолокационной системы прокладки курса. По информации с локатора, корабли должны были разойтись «красиво». Такие «граничные маневры» были привычны для Виктора, который славился своими высокими навыками искусного управления судном.

В отличие от него, Чудновский видел с мостика, что корабли опасно приближаются друг к другу. Нервы второго помощника не выдержали, и инстинктивно он начал уводить пароход влево, меняя курс без ведома капитана. В связи с задержкой в обновлении координат на локаторе, Ткаченко слишком поздно заметил, что столкновение неизбежно, и не успел скорректировать направление движения. В 23:12 балкер врезался в лайнер, сильно повредив борт «Адмирала Нахимова».

Пассажиры, наблюдавшие за звездами с правого борта, первыми увидели 170-метровый сухогруз «Петр Васев», надвигавшийся прямо на них. Люди бросились врассыпную в последний момент, ведь сигнала тревоги не прозвучало. Тут же затопило энергетическую установку, и погас свет. Капитан Марков выбежал наверх, приказал голосом объявить о ЧП и сбрасывать на воду шлюпки.

Однако дыра размером с трехкомнатную квартиру (по разным оценкам, расщелина достигала от 80 до 90 квадратных метров) не оставляла судну шансов. Затопление происходило так быстро, что экипаж успел сбросить лишь одну шлюпку, и тогда в ход пошли спасательные плоты.

На пароходе воцарилась паника, но когда старший механик Герман Юркин спустился вниз и включил аварийное освещение, пассажиры сумели сориентироваться и выбраться наверх. Сам Юркин погиб, не успев присоединиться к остальным.

Героически повела себя и 28-летняя бортпроводница Вера Федорчук, отправившаяся вниз за запасными ключами, чтобы спасти оставшихся в каютах детей: родители были на вечеринке в честь Дня шахтера на верхней палубе, а ребят уложили спать. К сожалению, Вера не смогла выбраться: водолазы обнаружили ее мертвой с зажатой в руке связкой. «Крики детей, звавших на помощь родителей, были самыми страшными звуками той ночи, когда затонул «Адмирал Нахимов», — вспоминали впоследствии очевидцы.

Стюардесса Татьяна Федорова была чуть ли не единственной, кто в критический момент сохранял спокойствие и направлял окружающих. Женщина раздавала пассажирам спасательные жилеты, не думая о собственной безопасности. Ее бездыханное тело нашли только через два дня…

Люди оказались в воде, куда из баков «Адмирала Нахимова» литрами выливалось топливо, а из поврежденного носа «Петра Васева» — краска. Поэтому некоторые пострадавшие, сумевшие доплыть до берега, погибли на берегу от отравления.

«Трагедия могла быть предотвращена, если бы сработал хотя бы один из трех факторов: если бы Ткаченко уступил дорогу, Марков остался на своем посту и Чудновский не изменил курс», — заключил следователь Борис Уваров.

Советский «Титаник». Почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

Большинство коллег не считали Маркова виновным в происшедшем, так как проблема была гораздо глубже. По заключению экспертов по безопасности, к 1986 году «Адмирал Нахимов» был не годен для перевозки пассажиров из-за отсутствия плавучести при столкновении: в то время как новые иностранные корабли могли выдерживать пробоины и оставаться на плаву в течение нескольких суток, «Нахимов» затонул за считанные минуты. Внутренние створки, которые созданы для закрытия отсеков в трюме и, по сути, обеспечивают живучесть корабля, не работали: они просто сгнили. Жуткой тайной и позором отечественного судоходства было то, что судно не должно было перевозить людей. Черноморское пароходство обойтись без старого лайнера не могло, поэтому судно решили отправить в очередной рейс. Получается, что сама советская система с ее плановой экономикой приблизила катастрофу, да не когда-то, а все в том же 1986-м, в год, когда «рванула» АЭС в Чернобыле.

В поисках виновных

Следственный процесс провели максимально быстро из-за большого числа жертв и возмущения родственников погибших. Капитанам Маркову и Ткаченко, а также второму помощнику Чудновскому были предъявлены обвинения. Чудновский не явился в суд, так как той ночью заперся в каюте, где его нашли водолазы.

Капитанам было вменено «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Утверждалось, что Марков покинул мостик раньше времени, а Ткаченко не использовал бинокль. Однако Вадим Марков имел право уйти в каюту, так как он убедился в правильности курса и оставил за старшего второго помощника. Виктор Ткаченко, в свою очередь, оправдывался тем, что сразу начал спасать пассажиров после столкновения. В итоге, обоим капитанам было назначено по 15 лет колонии на показательном суде.

Советский «Титаник». Почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

В 1992 году офицеров помиловали по просьбе различных капитанских ассоциаций. Марков вернулся на Черноморский флот, где начал обучать курсантов, а в 2007 году он скончался от рака.

Во время суда Ткаченко испытывал чувство вины и развил психическое расстройство, которое усугубилось из-за угроз, которые поступали на адрес его семьи со стороны родственников погибших. После освобождения Виктор сменил фамилию и переехал в Израиль, где стал капитаном частной яхты. Он погиб в 2003 году в результате кораблекрушения у берегов Канады. Страшным совпадением было то, что именно там начинал свое путешествие «Петр Васев»…

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *