Starship на взлёт: Маск обещает ракеты каждый час, но реальность вносит коррективы

25 августа 2025 года должно было стать днём юбилея для SpaceX — десятый полёт Starship был запланирован к старту с площадки Starbase в Южном Техасе. Однако за несколько часов до запуска компания объявила об отмене: в наземных системах выявили неисправность. Испытания перенесли, но сам Илон Маск в этот день сделал заявление, которое вновь перевернуло дискуссию о будущем космонавтики.
По словам Маска, в ближайшие годы SpaceX планирует довести частоту запусков Starship до 10 стартов в сутки, а в долгосрочной перспективе — до 24 и более запусков в течение 24 часов.
«Будут дни, когда ракеты будут уходить в космос буквально каждый час», —
заявил миллиардер, подчеркнув, что для этого потребуется глубокая автоматизация процессов и масштабное развитие наземной инфраструктуры.
Эта идея кажется фантастической, но логика в ней есть. Starship задумывался как многоразовая система, способная не просто выводить грузы на орбиту, но и обеспечивать быстрые заправки межпланетных кораблей, доставку спутников и даже перевозку людей в пределах Земли.
Технический вызов
Однако реальность пока далека от обещаний. Даже юбилейный, десятый запуск — анонсированный на 25 августа — сорвался из-за проблем с наземным оборудованием. Такие переносы стали привычными: сложность проекта настолько высока, что неполадки на раннем этапе неизбежны.
Главный вызов для SpaceX — не сама ракета, а система обслуживания. Чтобы запускать десятки миссий в день, нужно превратить космодромы в нечто вроде аэропортов, где ракеты будут проходить быструю проверку и подготовку между полётами. Пока что каждая операция напоминает ручную работу с высокой степенью риска.
Экономика и экология
Массовые старты ставят вопросы не только технологического, но и экологического характера. Пользователи соцсетей и форумов уже подсчитали: тысячи запусков в год будут требовать гигантских объёмов жидкого метана и кислорода. Это десятки тераватт-часов энергии и миллиарды кубометров газа.
Некоторые комментаторы опасаются воздействия на озоновый слой: локальные «пробоины» от выхлопа ракет действительно фиксируются, хотя и быстро рассеиваются. При нынешних масштабах эффект ничтожен, но если частота запусков возрастёт в сотни раз, влияние станет ощутимым.
Для чего столько запусков?
Ключевая цель — массовая заправка кораблей на орбите для полётов к Луне и Марсу. Чтобы заправить межпланетный Starship, нужно несколько десятков вылетов танкеров. Чем быстрее они будут происходить, тем меньше топлива успеет «выкипеть» в невесомости.
Помимо этого, Starship рассматривается как транспорт для спутников Starlink. Уже сейчас SpaceX выводит в космос по 10 аппаратов ежедневно. Если планы Маска реализуются, темпы развертывания спутниковых группировок возрастут кратно.
Скепсис и вера
Общественная реакция на заявление Маска разделилась. Одни считают, что обещания о «ракете каждый час» — очередная громкая реклама, наподобие старых идей о колонизации Марса к 2030 году. Другие указывают: за 20 лет SpaceX прошла путь от провалов Falcon 1 до тысяч запущенных Falcon 9 и самой большой спутниковой сети в истории.
Сегодняшний перенос десятого старта Starship лишь напоминает: будущее космонавтики не наступает мгновенно. Но если SpaceX хотя бы наполовину выполнит заявленные планы, нас ждёт радикальная трансформация доступа в космос.
Слова Маска о запусках «каждый час» звучат утопично. Но история SpaceX учит не списывать его идеи в утиль. Даже если к 2030-м получится достичь не сотен запусков в неделю, а хотя бы нескольких десятков в месяц, это уже изменит правила игры в космосе — от спутниковой связи до межпланетных экспедиций.
Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что спутники Маска Starlink в Китае хотят сбивать с помощью подлодок-невидимок