Страшная сказка, которая стала явью: куда исчезли три коренных народа России

16:27, 26 Июн, 2023
Владислав Висл
Источник фото: pravlife.org

В некоторых случаях существует надежда на обнаружение удивительных культурных артефактов и тайн прошлого в некоторых сохранившихся очагах вымирающих народов.

По данным этнографов, на территории России исчезли как минимум 13 этнических групп. Происходит это из-за ряда исторических, политических и социальных событий, о которых сообщает «Лайф».

Куда без следа пропали три коренных народа России

Считается, что народ считается вымершим, когда умирает последний носитель его языка. Даже если есть хотя бы один носитель, народ считается находящимся на грани исчезновения. Некоторые этносы исчезли ещё во времена Древней Руси, некоторые слились с основным населением в период Российской империи, а другие исчезли после Октябрьской революции, но есть и те, которые продолжают свое существование в настоящее время.

<p>По данным этнографов, с карты России исчезло как минимум 13 народностей. Обложка © VK / <a href="https://vk.com/photo-66356054_327472668" target="_blank" rel="noopener noreferrer">Живописец Всеволод Иванов</a></p>

Существуют два основных сценария исчезновения народов. В первом случае народ интегрируется в более крупную этническую группу, поглощается ее культурой, перестает использовать свой собственный язык и передавать его следующим поколениям. Во втором случае изолированный народ не способен поддерживать жизнеспособность своей культуры и, следовательно, вымирает, — передаёт pronedra.ru.

Однако здесь все далеко не так просто. Согласно данным Института языкознания Российской академии наук, часто бывает очень сложно точно определить, следует ли считать определенный язык потерянным. Бывали случаи, когда народ относили к категории «вымерших», а затем обнаруживали его носителей. Россия настолько обширна, что здесь можно легко потеряться.

Древние народы России: мурома

Судьба народа мурома схожа с тем, что произошло с чудью и мерей, которые были поглощены другими этносами. Изначально ничего не предвещало этого.

Мурома была финно-угорским племенем, которое населяло нижний течение реки Ока вблизи города Мурома с середины I тысячелетия до н.э. Они упоминаются в «Повести временных лет» XII века, а также в скандинавских сагах XIII века, где их называли Moramar. Слово «мурома» на русском языке означает «люди на суше», а на вепсском — «морошка». Неслучайно созвучие между «мурома» и «Мурманск», так как оба термина имеют финно-угорские корни.

Некоторые исследователи полагают, что мурома является ответвлением от народа мери, о котором можно узнать подробнее здесь. По крайней мере, они были тесно связаны и имели схожие характеристики.

Мурома — финно-угорское племя, которое с середины I тысячелетия н.э. жило в нижнем течении реки Оки в окрестностях города Мурома. Фото © VK / Живописец Всеволод Иванов

Мурома была известна своей развитой культурой. Муромские ювелиры создавали украшения, уникальные для того времени. Наряду с украшениями из конского волоса, бронзовой проволоки и полосок кожи, муромцы использовали и другие материалы.

В XI веке мастера муромы выделялись в области металлургии, кузнечного дела и оружейного ремесла. Их оружие считалось самым превосходным, и за ним приезжали из других регионов.

Муромцы оставались язычниками. Однако некоторые из них приняли ислам, соприкоснувшись с ним через волжских булгар. Они также прибегали к магическим ритуалам для лечения различных недугов. Например, считалось, что болезнь глаз можно излечить, бросив монетку в особую священную колоду. Они поклонялись священным деревьям, на которые вешали платки. Археологические находки свидетельствуют о том, что вместе с умершими муромцами хоронили коней и коров, а также помещали в могилы кожаные приспособления для восхождения по деревьям.

На траурных обрядах, проводимых по случаю смерти, муромцы устраивали пьяные кулачные бои, часто приводившие к гибели людей. В знак скорби они царапали свои лица.

Согласно данным этнографов, мурома была первым народом, исчезнувшим с карты России. Они мирно поглотились основным населением Древней Руси, и после XII века о них перестали упоминать в летописях. За исключением, конечно, Ильи Муромца, который приобрел бессмертие как древнерусский супергерой.

Голядь в Древней Руси

Голядь была частью балто-славянских племен и называлась так славянами, но предпочитала именовать себя галиндами. Они жили в верховьях реки Протвы, левого притока Оки.

Голяди славились своими военными навыками и, по всей видимости, часто выступали в роли опытных наемников, которых очень ценили. Согласно древним летописям, голяди составляли боевую часть славянских войск. Первое упоминание о голядах в летописях датируется примерно 1058 годом, в отрывке, посвященном походу князя Изяслава Ярославича на Смоленщину.

Голядь относится к балто-славянским племенам. Фото © VK / Живописец Всеволод Иванов

В 1147 году голяди замечены в дружине князя Святослава Ольговича: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве». С XIII века голяди начинают называть себя литовцами.

В начальный период своего существования голяди были богатым племенем, которое разбогатело на торговле янтарем. Однако к моменту формирования Древней Руси голяди обеднели, и отсюда пошло поговорное выражение «голь перекатная». Это привело их к работе наемниками. Голяди исповедовали язычество. Как и викинги, они хоронили усопших в ладьях, спущенных по течению реки. До XV века голяди пытались сохранить свою независимость, но в процессе объединения земель вокруг Москвы они были ассимилированы.

Сегодня о голядах напоминают различные топонимы в подмосковных районах, такие как деревня Голядь, река Голедянка (теперь называется Чурилиха), а также реки Руза, Лама, Сетунь и другие. Также полагается, что характерное «аканье» в речи москвичей имеет свое происхождение от голядей.

Древние народы на российских землях

Камасинцы принадлежат к группе саянских самодийцев, которые жили в горных районах южного Красноярского края и Хакасии. Они были родственниками современных ненцев, селькупов и энцев. Благодаря своему географическому расположению они долгое время жили в изоляции, что позволило им сохранить свою культуру до конца XIX века.

Камасинцы относятся к саянским самодийцам, жившим в горных районах юга современного Красноярского края и Хакасии. Фото © VK / Живописец Всеволод Иванов

Основными занятиями камасинцев были оленеводство, охота и рыболовство. После приезда русских переселенцев в Красноярский край камасинцы установили с ними тесные хозяйственные связи и заимствовали некоторые элементы их образа жизни. В XVIII–XIX веке они разделились на две группы: таежные и степные камасинцы. Первые сохранили свою традиционную общинную организацию, а вторые стали заниматься скотоводством и земледелием. После падения оленьей промышленности таежные камасинцы начали заниматься земледелием и интегрировались с русским населением. Степные камасинцы влились в хакасскую этническую группу и потеряли свою этническую идентичность.

Согласно всероссийским переписям населения 2020–2021 годов, только два человека определили себя как камасинцев. Хотя некоторые могут считать, что это означает, что этот народ не вымер, большинство камасинцев уже забыли свои традиции, обряды и даже родной язык. Тем не менее, есть основания надеяться, что где-то в глубине Красноярского края может существовать остаточный центр этой культуры, о котором никто не знает.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *