Татуировки как «опознавательные знаки для дьявола»? Церковь против трендов самовыражения

В последнее десятилетие татуировки окончательно перестали быть чем-то маргинальным. Сегодня их носят артисты, спортсмены, айтишники и офисные работники — почти каждый третий россиянин младше 35 лет имеет хотя бы одну. Однако в Русской Православной Церкви (РПЦ) видят в этой тенденции не просто культурный тренд, а потенциальную духовную угрозу. Об этом заявил в интервью изданию «Абзац» протоиерей храма Сорока мучеников Севастийских в Москве Максим Первозванский.
«Крест – опознавательный знак для беса, что ‘сюда не приближайся’, а дьявольские изображения – знак, что ‘я твой, добро пожаловать’», —
утверждает отец Максим.
Татуировка как религиозный акт — и как грех
По словам священника, татуировки нельзя рассматривать исключительно как акт самовыражения или эстетический выбор. Они несут в себе символическое, а часто и духовное значение. Особенно это касается изображений с оккультной или сатанинской символикой.
«Если человек наносит на себя дьявольские изображения или носит символы, это так или иначе является свидетельством связи с тёмными силами, — заявил отец Максим. — Многие делают это ради развлечения, не понимая всей опасности».
Ветхий Завет прямо запрещает нанесение знаков на тело, подчёркивает священник. Однако при этом он признаёт: в истории христианства бывали случаи, когда татуировки становились актом веры. Например, крест, набитый на теле во времена гонений на христиан, служил знаком принадлежности к Христу. По его словам, в этих случаях Церковь не осуждает человека, если цель была духовная и искренняя.
Татуировка – это не повод отлучать от Церкви, но…
Несмотря на строгое отношение к теме, отец Максим подчёркивает: наличие татуировки само по себе не является основанием для того, чтобы человеку отказали в посещении храма или таинствах. Однако если речь идёт о священниках, то тут запрет однозначный — служитель алтаря не может иметь татуировок.
Остальным прихожанам предлагаются беседы, разъясняющие смысл символов и их возможное влияние на духовную жизнь человека.
«Всё зависит от цели. Если ты христианин и хочешь зафиксировать своё паломничество в Иерусалим, это одна история. Но если ты просто ‘набил череп с рогами’, потому что это модно, — это совсем другая», —
отмечает протоиерей.
Языческие праздники — «угроза государственному строю»?
В теме духовных ориентиров современного общества не обошлось и без критики в сторону популяризации языческих традиций. Протоиерей Виталий Рыбаков, служитель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Рязанской области, выразил мнение, что пропаганда языческих праздников может подрывать основы государственной идентичности и требует жёсткого ответа.
«Необходимо вводить уголовную ответственность за пиар языческих праздников», —
заявил священник.
Эта точка зрения отражает всё более заметную тревогу части духовенства относительно популярности культурных практик, не имеющих отношения к православию. Купальские обряды, славянские «дни солнцестояния», возрождаемые молодежью в этническом или субкультурном контексте, воспринимаются не как безобидные фестивали, а как попытка подмены духовных ценностей.
Взгляд общества и границы вмешательства
Тем временем в обществе всё чаще звучат вопросы: насколько оправдано вмешательство духовных лидеров в личную свободу выражения? Могут ли религиозные аргументы служить основой для законодательных инициатив, касающихся эстетики, внешности и символов?
Право каждого на свободу совести и внешнего вида гарантировано Конституцией. Однако в ситуации, когда религия всё активнее предлагает свою оценку не только нравственности, но и культуры, неизбежно встаёт вопрос о границах влияния Церкви на светскую жизнь.
Между верой и модой
Татуировки, будучи визуальным кодом эпохи, оказались на стыке сразу нескольких сфер — искусства, психологии, идентичности и религии. Церковь предупреждает: легкомысленное отношение к символам может иметь непредсказуемые последствия. Однако очевидно и другое — общественный диалог вокруг границ допустимого в культуре и вере будет только нарастать.
Что говорит Библия?
Левит 19:28:
«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен».
Что говорит улица?
«Это моё тело и мой выбор. Вера — в сердце, а не на коже», — типичный комментарий из соцсетей.
Вопрос татуировок — это уже не просто дело вкуса. Это пересечение двух мировоззрений: светского, где главная ценность — свобода личности, и религиозного, где высшая цель — спасение души. В этом столкновении каждый делает свой выбор — но важно, чтобы он был осознанным.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, почему Русская православная церковь выступает против нательной живописи