Татуировки как «опознавательные знаки для дьявола»? Церковь против трендов самовыражения

20:16, 24 Июл, 2025
Ирина Валькова
Какие татуировки не пустят в рай
Иллюстрация: pronedra.ru

В последнее десятилетие татуировки окончательно перестали быть чем-то маргинальным. Сегодня их носят артисты, спортсмены, айтишники и офисные работники — почти каждый третий россиянин младше 35 лет имеет хотя бы одну. Однако в Русской Православной Церкви (РПЦ) видят в этой тенденции не просто культурный тренд, а потенциальную духовную угрозу. Об этом заявил в интервью изданию «Абзац» протоиерей храма Сорока мучеников Севастийских в Москве Максим Первозванский.

«Крест – опознавательный знак для беса, что ‘сюда не приближайся’, а дьявольские изображения – знак, что ‘я твой, добро пожаловать’», —

утверждает отец Максим.

Татуировка как религиозный акт — и как грех

По словам священника, татуировки нельзя рассматривать исключительно как акт самовыражения или эстетический выбор. Они несут в себе символическое, а часто и духовное значение. Особенно это касается изображений с оккультной или сатанинской символикой.

«Если человек наносит на себя дьявольские изображения или носит символы, это так или иначе является свидетельством связи с тёмными силами, — заявил отец Максим. — Многие делают это ради развлечения, не понимая всей опасности».

Ветхий Завет прямо запрещает нанесение знаков на тело, подчёркивает священник. Однако при этом он признаёт: в истории христианства бывали случаи, когда татуировки становились актом веры. Например, крест, набитый на теле во времена гонений на христиан, служил знаком принадлежности к Христу. По его словам, в этих случаях Церковь не осуждает человека, если цель была духовная и искренняя.

Татуировка – это не повод отлучать от Церкви, но…

Несмотря на строгое отношение к теме, отец Максим подчёркивает: наличие татуировки само по себе не является основанием для того, чтобы человеку отказали в посещении храма или таинствах. Однако если речь идёт о священниках, то тут запрет однозначный — служитель алтаря не может иметь татуировок.

Остальным прихожанам предлагаются беседы, разъясняющие смысл символов и их возможное влияние на духовную жизнь человека.

«Всё зависит от цели. Если ты христианин и хочешь зафиксировать своё паломничество в Иерусалим, это одна история. Но если ты просто ‘набил череп с рогами’, потому что это модно, — это совсем другая», —

отмечает протоиерей.

Языческие праздники — «угроза государственному строю»?

В теме духовных ориентиров современного общества не обошлось и без критики в сторону популяризации языческих традиций. Протоиерей Виталий Рыбаков, служитель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Рязанской области, выразил мнение, что пропаганда языческих праздников может подрывать основы государственной идентичности и требует жёсткого ответа.

«Необходимо вводить уголовную ответственность за пиар языческих праздников», —

заявил священник.

Эта точка зрения отражает всё более заметную тревогу части духовенства относительно популярности культурных практик, не имеющих отношения к православию. Купальские обряды, славянские «дни солнцестояния», возрождаемые молодежью в этническом или субкультурном контексте, воспринимаются не как безобидные фестивали, а как попытка подмены духовных ценностей.

Взгляд общества и границы вмешательства

Тем временем в обществе всё чаще звучат вопросы: насколько оправдано вмешательство духовных лидеров в личную свободу выражения? Могут ли религиозные аргументы служить основой для законодательных инициатив, касающихся эстетики, внешности и символов?

Право каждого на свободу совести и внешнего вида гарантировано Конституцией. Однако в ситуации, когда религия всё активнее предлагает свою оценку не только нравственности, но и культуры, неизбежно встаёт вопрос о границах влияния Церкви на светскую жизнь.

Между верой и модой

Татуировки, будучи визуальным кодом эпохи, оказались на стыке сразу нескольких сфер — искусства, психологии, идентичности и религии. Церковь предупреждает: легкомысленное отношение к символам может иметь непредсказуемые последствия. Однако очевидно и другое — общественный диалог вокруг границ допустимого в культуре и вере будет только нарастать.

Что говорит Библия?

Левит 19:28:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен».

 Что говорит улица?

«Это моё тело и мой выбор. Вера — в сердце, а не на коже», — типичный комментарий из соцсетей.

Вопрос татуировок — это уже не просто дело вкуса. Это пересечение двух мировоззрений: светского, где главная ценность — свобода личности, и религиозного, где высшая цель — спасение души. В этом столкновении каждый делает свой выбор — но важно, чтобы он был осознанным.

Ранее на сайте «Пронедра» писали, почему Русская православная церковь выступает против нательной живописи

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *