Ученые наконец ответили на ключевой вопрос о пандемии: почему у некоторых был ковид, а у других нет?
Хотя мы все до некоторой степени забыли о пандемии коронавируса, ответ на ключевой вопрос, почему некоторые люди заражались несколько раз, а другие ни разу, так и не был найден.
Университетский колледж и Королевский колледж Лондона, а также Институт Wellcome Sanger провели исследование, в ходе которого добровольцы в контролируемых условиях подверглись воздействию вируса SARS-CoV-2, вызывающего Covid-19. Особое внимание уделялось изучению их реакции на заражение.
В исследовании, опубликованном в журнале Nature, приняли участие непривитые добровольцы, у которых не было истории выздоровления от Covid-19. Они подверглись воздействию небольшого количества оригинального вируса через назальный спрей. Затем добровольцев поместили на карантин, где за ними внимательно следили и регулярно тестировали, а их образцы анализировали в контролируемых и безопасных условиях. Помимо крови, у 16 добровольцев были взяты пробы из ткани между носом и горлом. Тесты проводились до контакта с вирусом и снова, через определенные промежутки времени, после заражения.
Анализ
Образцы были обработаны и проанализированы с использованием технологии секвенирования отдельных клеток, и стало возможным извлечь и проанализировать генетический материал каждой отдельной клетки. Благодаря этой передовой технологии можно было детально проследить развитие заболевания от стадии заражения до выздоровления.
Несмотря на то, что добровольцы подверглись воздействию одинаковой дозы вируса, не у всех из них позже был положительный результат на Covid-19.
Ученые разделили добровольцев на три отдельные группы. У шести добровольцев развилась типичная легкая форма заболевания, и через несколько дней после появления первых симптомов они дали положительный результат на Covid-19. Эта группа называется «группой персистирующей инфекции». Из оставшихся десяти добровольцев, у которых не развилась немедленная инфекция, то есть они каким-то образом избавились от вируса на очень ранней стадии, у троих развилась инфекция в среднесрочной перспективе, со случайными положительными тестами на вирус и ограниченными симптомами. Эту группу назвали «группой транзиторной инфекции».
Что-то совершенно другое
У остальных семи добровольцев все тесты оказались отрицательными, и у них не появилось никаких симптомов. Эту группу назвали «группой прерванной инфекции». Это также первое подтверждение случаев абортивных инфекций, доказательств которых ранее не было.
Несмотря на разные результаты, у участников исследования во всех группах возник какой-то специфический новый иммунный ответ, в том числе у тех, чья иммунная система отразила инфекцию.
Ученые измерили время до начала клеточной реакции во всех трех группах и заметили разные закономерности. Например, у добровольцев, которые лишь кратковременно подвергались воздействию вируса, всего через день после заражения в носу наблюдалось очень сильное и немедленное скопление иммунных клеток.
В группе с персистирующей инфекцией наблюдался более поздний иммунный ответ, начавшийся примерно через пять дней после заражения, что позволило вирусу поселиться в организме. У этих людей клетки, стимулированные ключевым иммунным ответом, были обнаружены как в крови, так и в носу. Этот ответ, называемый «интерфероновой реакцией», является одним из способов, с помощью которого наш организм сигнализирует иммунной системе о необходимости борьбы с вирусами и другими инфекциями. Удивительным было то, что реакция сначала была обнаружена в крови, а затем в носу, что позволяет предположить, что иммунный ответ из носа распространяется очень быстро.
Наконец, у добровольцев, у которых не развилась стойкая инфекция, был обнаружен специальный ген под названием «HLA-DQA2», который можно было использовать в качестве маркера защиты. Эта информация может оказаться очень полезной для выявления тех людей, которые с наибольшей вероятностью будут защищены от тяжелой формы Covid-19.
Это исследование имеет важное значение для будущих форм лечения и разработки вакцин и является очень важным шагом на пути к лучшей подготовке к следующей пандемии.