Угольная отрасль России в кризисе – власти разрабатывают меры поддержки

Российская угольная отрасль столкнулась с кризисом, который может привести к значительному сокращению добычи и экспорта. По оценкам, ежегодные потери могут достигнуть 40 млн тонн, а объем поставок за рубеж сократиться на 15%. Финансовые трудности затронули 27 предприятий, находящихся на грани банкротства, и еще 62 компании, чьи убытки превышают средний уровень по отрасли, сообщает finam.ru.
Уголь в кризисе
В 2024 г. выручка угледобывающих компаний снизилась на 19% по сравнению с предыдущим годом, составив 1,8 трлн рублей. При этом общий объем добычи угля сократился незначительно — всего на 0,2%, до 438,6 млн тонн. Чтобы поддержать отрасль, Минэнерго разработало комплекс мер, включающих льготные займы, отсрочки по налогам и кредитным обязательствам. Общий объем антикризисной программы оценивается в 178 млрд рублей.
Читайте по теме: добыча газа и угля в России – оценка показателей января-февраля 2025 года
Эксперты называют основными причинами кризиса падение цен на российский уголь на мировом рынке и снижение экспортных поставок на фоне роста затрат на транспортировку. Внутренний спрос на уголь также ослаб, что связывают со спадом в металлургической отрасли. В 2024 г. глобальное производство стали снизилось на 0,9%, причем в России этот показатель упал на 7%.
Сложности усугубились переориентацией поставок угля на азиатские рынки, где ведущие экономики также сократили объемы выплавки стали. Дополнительное давление оказало эмбарго на экспорт угля в Европу, что привело к снижению рентабельности угольных компаний. Рост тарифов на железнодорожные перевозки в восточном направлении усугубил ситуацию, так как приоритет в транспортировке получили нефть и нефтепродукты. Кроме того, мировые рынки продолжают переход на более экологичные виды топлива, что оказывает долгосрочное давление на спрос на уголь.
Меры поддержки угольщиков
Минэнерго предложило ряд антикризисных мер для поддержки угольной отрасли. Ведомство рассматривает изменения в системе железнодорожных перевозок, включая введение моратория на повышение тарифов РЖД до конца 2025 г. Также предлагается отменить индексацию в 10% за порожний пробег и ввести скидки в размере 12,8% на перевозки угля в западном направлении.
Дополнительно министерство инициировало обсуждение поддержки транспортировки угля в порты южных и северо-западных регионов. В рамках финансовой помощи рассматриваются льготные займы, отсрочки по налоговым и кредитным обязательствам, а также снижение взносов в ФСС. Общий объем мер поддержки на 2025 г. оценивается в 178 млрд рублей, включая бюджетные и внебюджетные источники.
Эксперты считают, что одним из возможных вариантов стабилизации ситуации может стать увеличение государственных закупок угля для внутреннего рынка. Дополнительные меры могут включать снижение обязательных платежей для угледобывающих предприятий и государственное софинансирование их расходов.
Также рассматривается возможность стимулирования процессов слияний и поглощений в отрасли, что позволило бы объединять предприятия, усиливая их позиции на рынке. Такой подход, по мнению аналитиков, мог бы помочь компаниям справиться с кризисом и повысить их конкурентоспособность.
Чего ждут от цен на уголь
Стоимость угля на мировом рынке продолжает корректироваться более года, вернувшись к уровням начала 2021 г. По данным TradingEconomics, на 28 марта цена коксующегося угля составила около 102 долларов за тонну.
Эксперты прогнозируют возможное изменение динамики цен во второй половине года. Среди факторов, которые могут повлиять на рынок, называют переход мировой торговли углем из состояния профицита в дефицит. Ожидается, что спрос на металлургический уголь, поставляемый морским путем, увеличится более чем на 10 млн тонн, что связано с ростом импорта в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Введение в Индии защитных мер от импорта кокса также может способствовать увеличению объемов закупок угля.
Тем не менее некоторые аналитики не рассчитывают на значительный рост котировок. Ожидается стабилизация цен в диапазоне 100–110 долларов за тонну, однако в случае недостаточного восстановления спроса в Китае стоимость может опуститься ниже этого уровня. Индонезия планирует увеличить добычу угля на 5%, а Китай продолжает замещать импортные поставки собственной продукцией, что оказывает давление на рынок.
Рост цен возможен лишь при существенном увеличении объемов импорта угля Индией. По прогнозам, в 2025 г. страна может нарастить закупки на 8%, что потенциально способно привести к росту цен до 130–150 долларов за тонну. Однако возврата к уровням 2022 г., когда уголь стоил 440 долларов за тонну, эксперты не ожидают.
Долгосрочная тенденция указывает на постепенное снижение цен, обусловленное глобальным переходом на возобновляемые источники энергии. Среди дополнительных факторов давления на рынок называют перестройку китайской экономики, введение в КНР пошлин на импорт угля, а также рост добычи в Индонезии и Австралии. В перспективе 2025–2026 гг. эти тенденции сохранятся, а к 2027 г. возможно кратковременное повышение цен при условии сокращения производства угля в Индонезии. Однако в дальнейшем прогнозируется снижение стоимости до уровня, при котором значительная часть российского угольного экспорта окажется убыточной.
Ранее на pronedra.ru писали, что представители угольной отрасли обсудили с Новаком вопросы ценообразования и вывоза топлива