Ушли совсем и готовы вернуться – позиция мировых брендов в отношении бизнеса в России

13:30, 25 Фев, 2025
Евгения Комарова
Мировые бренды
Источник фото: freepik.com

Заявляя о признаках ослабления международной напряженности, аналитики оценили, какие мировые бренды готовы вернуться в Россию, а кто ушёл совсем. Был проведен широкий анализ от IKEA до Uniqlo, затрагивающий крупные компании. О позиции международного бизнеса сообщает Life.ru.

Возможности вернуться в Россию

Российские власти ранее неоднократно подчёркивали, что препятствий для возвращения иностранного бизнеса не будет. Однако структура рынка за последние два года претерпела серьёзные изменения: освободившиеся ниши заняли отечественные производители и новые игроки, поэтому условия для возвращения теперь кардинально другие. Если ранее зарубежные бренды получали преимущества, то теперь им предстоит конкурировать на общих основаниях.

Читайте по теме: возобновить работу в России будет сложно – для западных брендов есть серьезное препятствие

Рассматривая перспективы возобновления работы иностранных компаний в России, правительство подчёркивает важность защиты интересов национальных производителей. Ведомства намерены внимательно изучать каждый случай возвращения, исходя из экономической целесообразности.

Для бизнеса, ранее покинувшего российский рынок, это означает необходимость фактически начинать с нуля. Даже если компании получат возможность вновь работать в России, это потребует значительных финансовых вложений. Подход делает возвращение невыгодным для части брендов.

При этом некоторые иностранные фирмы заранее предусмотрели возможность обратного выкупа активов. В договорах продажи их российского бизнеса были прописаны условия, позволяющие вернуть контроль над предприятиями. Это даёт определённые шансы на возобновление их работы на прежних позициях, однако вопрос реализации таких соглашений остаётся под вопросом.

После ухода с российского рынка ряда известных международных брендов их места заняли новые компании, во многом сохранившие преемственность. Некоторые иностранные корпорации предусмотрели возможность обратного выкупа бизнеса, тогда как другие продолжают работать через локальных партнёров или франчайзи.

Сеть ресторанов быстрого питания, ранее известная как McDonald’s, прекратила работу в России весной 2022 г., продав свои активы российскому предпринимателю. Новый владелец переименовал сеть, сохранив концепцию заведений и ассортимент продукции. Сделка предусматривала возможность обратного выкупа активов в течение 15 лет, но при условии, что российская сторона станет единственным франчайзи международной компании на территории страны.

Популярный спортивный ритейлер, представленный ранее сетью магазинов Decathlon, после закрытия возобновил работу под другим названием. Новый бренд сохранил ассортимент, а также поддерживает сотрудничество с менеджментом французской компании, обеспечивая поставки продукции. Сделка, заключённая между сторонами, предусматривает возможность восстановления прежнего названия.

Какие мировые бренды готовятся вернуться

Крупный бизнес, покинувший российский рынок, уже предпринимает шаги для возможного возвращения, несмотря на все сложности. Многие зарубежные компании активно взаимодействуют с Роспатентом, регистрируя или продлевая права на свои товарные знаки, что свидетельствует об их заинтересованности в российском рынке.

Производители напитков, ранее заявившие о прекращении работы в России, продолжают регистрировать свои бренды. В Роспатенте уже появились заявки на товарные знаки Coca-Cola, Sprite, Fanta и «Пепси-кола». При этом оба производителя ещё с 2022 г. продолжают работу под другими названиями.

Apple также не теряет связи с российским рынком. Несмотря на официальное прекращение поставок и отключение ряда сервисов, компания продолжает регистрировать свои технологии. В 2024 г. была подана заявка на товарный знак Center Stage, а в этом — на интеллектуальные права на процессоры М3. Ничто не мешает бренду возобновить продажи в России через партнёрские сети, как это было и до ухода.

Немецкий автоконцерн Porsche также не оставляет Россию без внимания. Сразу после переговоров между Россией и США в Эр-Рияде компания подала заявку на продление регистрации товарного знака в России до 2035 г. Это происходит на фоне финансовых трудностей её российских подразделений, которые в 2023 г. понесли совокупные убытки в размере 800 млн рублей.

Эксперты отмечают, что зарубежные компании продолжают взаимодействовать с Роспатентом, поскольку российский рынок остаётся важным для их бизнеса. Если товарный знак не используется в течение трёх лет, он может быть аннулирован, что объясняет активность иностранных брендов. Бизнес ожидает возможного смягчения санкционного давления, и в случае изменения международной обстановки многие компании готовы оперативно вернуться на российский рынок.

Они ушли из России совсем

По данным СМИ, на фоне СВО из страны ушло только 9,5% ранее работавших в ней зарубежных компаний. При этом 32,2% сократили присутствие.

Шведская группа IKEA в ноябре 2024 г. продала свои последние активы. Покупателями стали российские компании, такие как «Лузалес» и «Слотекс», которые продолжают выпускать продукцию для местного рынка на заводах, принадлежащих IKEA.

Шведский ритейлер одежды H&M также не рассматривает возможность возвращения в Россию. Компания официально заявила, что в настоящее время не имеет планов по возобновлению работы в стране, несмотря на возможность возвращения ряда других брендов.

Немецкий автоконцерн Volkswagen, также принявший решение о продаже своих российских активов в 2023 г., оставил под вопросом своё возможное возвращение. Компания продала все подразделения, включая завод в Калуге, без опционного выкупа активов, что делает перспективы её возобновления на российском рынке маловероятными.

Эксперты отмечают, что возвращение иностранных брендов на российский рынок в будущем зависит от множества факторов. Компании сейчас пытаются оценить риски и затраты на восстановление своих позиций. Особенно сложным процесс будет для таких брендов, как Uniqlo и H&M, которые утратили торговые площади, занятые конкурентами.

Ранее на «Пронедра» писали про роскошь вопреки санкциям: почему западные бренды продолжают сиять в России

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *