Жесткие правила: подробности нового закона о такси с 1 сентября 2023 года
«Советуем своим близким отправлять в СМС номер такси, в которое садятся» — такой практики безопасности мы советуем придерживаться. Несмотря на полезность этого совета, это не всегда спасает ситуацию. Подробно об этом сообщает издание «Аргументы и Факты».
Новый закон о такси: что изменится с сентября 2023 года
Анна, учительница из Сургута, часто пользуется такси и удивляется некоторым неприятностям, с которыми сталкиваются пассажиры. Нередки случаи неприятных запахов и грязи в салоне, а также досадных ситуаций, когда водитель назойливо пристаёт к клиентам. Однако это еще не самое страшное, — пишет pronedra.ru.
По данным за первое полугодие этого года, 31 житель Югры пострадал в дорожно-транспортных происшествиях, за которыми стояли таксисты. Вопрос о компенсации ущерба, который пассажиры могут понести в таких случаях, часто остается без ответа. Многие телефонные приложения предоставляют услуги такси, но несут ли они ответственность за возможные неприятности? Некоторые из них зарегистрированы за границей, что делает сложным привлечение их к ответственности. Водители также не всегда готовы нести ответственность за происшествия.
Руководитель службы заказа такси «Фишка» Сергей Костенко делится случаем, когда такси перевернулось в Ханты-Мансийске, пассажирка получила серьезные повреждения позвоночника, а водитель, не дожидаясь госавтоинспекторов, сбежал из региона и уехал в Таджикистан. Суд пытался разобраться в ситуации, но так как автомобиль был в аренде у компании, ответственность установить не удалось.
Сергей Костенко, который более 15 лет работает в этой отрасли и пережил два закона о такси, отмечает, что законы хороши, но контроля за их исполнением практически не было.
Ужесточение правил
С 1 сентября вступит в силу новый закон о такси (от 29.12.2022 г. № 580), который предполагает введение ряда жестких мер для обеспечения безопасности и контроля качества услуг. Согласно этому закону, в каждом регионе будет создан и опубликован в интернете реестр перевозчиков, служб заказа и такси, которыми занимаются органы местного самоуправления.
Для работы в такси водителю будет необходимо соответствовать определенным требованиям. Например, у водителя не должно быть снятой или непогашенной судимости за исключением преступлений легкой тяжести. Также не допускается наличие более трех неоплаченных административных штрафов, а также отсутствие аттестации на знание инфраструктуры региона.
За нарушение этих требований будут предусмотрены санкции как для таксистов, так и для служб заказа, включая возможность запрета на осуществление деятельности. Важно отметить, что вводится солидарная ответственность службы такси за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Таким образом, пострадавшие будут обращаться за возмещением вреда в первую очередь к службе заказа.
Новый закон может повлечь некоторые изменения в работе такси. Возможно, количество автомобилей сократится, а цены на услуги могут увеличиться. Однако, главный результат закона будет обеспечение безопасности на дорогах и вывод таксистов из «черной зоны», где они часто работают, уклоняясь от уплаты налогов. Этот шаг должен сделать профессию таксиста более престижной и надежной.
Белые пятна закона
Новый закон, который уделяет значительное внимание защите прав клиентов, вызывает обеспокоенность среди водителей, оставляя их без должной защиты. Клиенты такси могут быть разнообразными, и появляется необходимость бороться с потребительским терроризмом.
Однако, согласно Ивану Семенюку, начальнику отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора управления ГИБДД по ХМАО, предприниматели имеют право обращаться в полицию и суд, чтобы защитить свои интересы. Пока закон также не регулирует сферу совместных поездок, что создает неопределенность для водителей, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров по междугородним маршрутам. Тем не менее, свериться с реестрами водителей не составит труда.
Для некоторых водителей, таких как Евгений, оформление допуска от медика, ОСАГО по тарифу для перевозчиков и другие требования закона кажутся слишком сложными. Они предпочитают не заморачиваться с этими процедурами, но такое отношение к закону может создать серьезные проблемы и даже привести к коллапсу, когда доступность такси сократится, особенно в часы пик.
Кроме того, страховые компании сталкиваются с проблемой оформления ОСАГО для таксистов. В некоторых случаях попытки оформить полис через интернет блокируются, а офисы затягивают сроки, так как таксисты рассматриваются как потенциально рискованные клиенты.
Однако благодаря инициативе предпринимательского сообщества Госдума ввела поправки, предусматривающие постепенное внедрение новых требований. В ближайшие год-два у водителей не будут аннулировать лицензии из-за отсутствия ОСАГО или аттестации на знание города. Таким образом, отрасль делает два шага вперед и один назад, но общее движение направлено к более цивилизованному рынку такси.