Большой передел ядерного рынка Украины
Нельзя сказать, что решение о диверсификации поставок было принято с началом украинского кризиса и реализации программы дистанцирования от экономических связей с Россией. Сотрудничество Киева и американской компании Westinghouse — крупного производителя ядерного топлива — стартовало ещё в 2000 году. Хотя в 2012 году стало известно о технических проблемах, связанных с эксплуатацией новых сборок в украинских реакторах, Киев это нисколько не остановило. Впрочем, речь о проблемах безопасности американского топлива пойдёт ниже.
Украина как крупный рынок сбыта
Не следует сбрасывать со счетов то, что рестарт проекта начался в 2014 году, поэтому однозначно понятно, что интерес к американскому топливу возродился у Киева ввиду известных политических событий, связанных со сменой власти. Тогда же была заключена договорённость с американцами — официально в рамках программы диверсификации импорта топлива. Срок действия заключённого соглашения — до 2020 года. Сейчас топливо из США используется только на энергоблоке № 3 Южно-Украинской станции, остальные 15 реакторов страны работают на российских сборках производства ТВЭЛ.
По словам президента Westinghouse Дэнни Родерика, компания имеет серьёзные виды на украинский рынок — поставщик готов внедрить своё топливо на всех без исключения атомных станциях страны. Если планы США будут реализованы, Westinghouse получит стабильные заказы на поставку топливных сборок для четырёх атомных станций Украины, насчитывающих 15 реакторов.
Масштаб рынка атомной энергетики Украины | |
---|---|
Количество АЭС, единиц | 4 |
Доля в общей генерации, % | 50 |
Стандартная мощность реактора, тыс. МВт | 1 |
Мощность реакторов Ровенской АЭС, тыс. МВт | 0,42 |
Суммарная мощность АЭС, тыс. МВт | 13,88 |
К слову, Westinghouse в прямом смысле собирается получить украинский рынок полностью. Речь идёт не только о топливных поставках, но и о текущем обслуживании атомных мощностей страны. «Энергоатом» заявил о планах подписать с «Турбоатомом» (Харьков) и Westinghouse договор, в соответствии с которым американская компания примет участие в обслуживании станций. «Турбоатом» уже отрапортовал о готовности заместить комплектующие для турбин российского производства собственной продукцией, в частности, речь идёт о титановых лопатках. Первая партия таких комплектующих установлена на Хмельницкой атомной станции. Пронедра ранее писали, что Westinghouse возьмётся и за модернизацию украинских станций.
Но вернёмся к топливной теме. На 2015 год запланированы поставки 13 партий ядерного топлива, пять из которых обеспечит Westinghouse. Министр энергетики Украины Демчишин уточнил, что это пока не является показателем эффективного замещения российского топлива, но даёт уверенность в том, что можно будет урегулировать данный вопрос в будущем.
По данным Украинского ядерного общества, американское топливо отпускается с завода компании в Швеции, поскольку мощности данного предприятия загружены не полностью. Помимо Украины, покупателями сборок производства данного завода являются в том числе Германия и Франция.
Заинтересовали украинцев и австралийские поставщики. Сейчас Австралия является мировым лидером по объёмам добычи и переработки урана. Между странами заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в данной сфере.
Вероятно, в связи с перспективой замещения поставок из РФ Украина оттягивает принятие решения о внедрении новейшего российского топлива ТВСА-12. Украинский оператор «Энергоатом» пояснил свою политику необходимостью урегулирования вопроса отработанных сборок ТВСА-12, а также ожиданием получения информации от Москвы относительно опыта использования топлива на Калининской АЭС. Ранее планировалось, что поставки нового российского топлива стартуют в 2014 году.
Проблема ядерной безопасности
Итак, как и ожидалось, американское топливо оказалось проблемным. В 2012 году топливные кассеты в процессе пробной эксплуатации, начавшейся в 2005 году на Южно-Украинской АЭС, получили повреждения. По результатам расследования был сделан вывод об определённых конструктивных недоработках. Недостатки, по официальной информации, устранены.
В харьковском Центре проектирования активных зон научно-технического комплекса «Ядерный топливный цикл» прокомментировали ситуацию с безопасностью использования американского топлива в реакторах российской разработки. В центре уточнили, что сейчас идёт подготовка к загрузке американского топлива в пятый энергоблок Запорожской АЭС.
В украинской Госинспекции ядерного регулирования допустили одновременное использование сборок ТВЭЛ и Westinghouse на одной и той же станции. Ожидается, что разрешение на загрузку американского топлива будет издано в апреле. В реактор Запорожской АЭС будет введено 42 сборки Westinghouse, что составляет четверть от суммарного объёма топлива в энергоблоке.
Для того чтобы можно было сделать вывод о безопасности использования нового топлива, потребуется порядка четырёх лет, что связано с циклом работы украинских реакторов, отметили в центре. Что касается тех американских сборок, которые уже эксплуатируются в третьем блоке Южно-Украинской АЭС, то к ним замечаний уже нет. Напомним, обновлённые сборки были загружены в реактор станции весной 2015 года.
Добровольный отказ от топливной независимости
Примечательно, что в 2010 году Украина получила, но упустила свой шанс не только полноценно обеспечивать себя ядерным топливом, но даже стать игроком на отраслевом рынке. Тогда Москва и Киев достигли договорённости о строительстве завода по производству ядерного топлива на территории Украины, в Кировоградской области.
Такое решение, несомненно, упростило бы транспортировку сборок, и, возможно, снизило бы степень безусловной зависимости Украины от импортного топлива, поскольку страна, пусть и с участием России, но уже располагала бы собственными производственными мощностями.
Соответствующий тендер был выигран российским ТВЭЛом. Выделен участок земли площадью почти семь гектаров возле посёлка Смолино. Доля украинского государства в проекте составила 50% плюс одна акция, т. е. Киев получил контрольный пакет — условия для реализации программы были более чем выгодны.
ТВЭЛ в 2013 году перечислил в устав проекта $42 млн, украинская же сторона ввиду бюджетных сложностей не смогла его профинансировать и вернула российские деньги. Россияне даже изготовили оборудование для запуска первой очереди производства, однако оно и по сей день находится на Новосибирском заводе химконцентратов, поскольку деньги от Киева получены не были.
В октябре 2015 года в Минэнерго Украины заявили о планах прекратить сотрудничество с Россией в рамках реализации проекта строительства завода по производству топлива. Мотивом для отказа послужило невыполнение Москвой своих обязательств, уточнили в министерстве. В свою очередь, в ТВЭЛе сообщили о двухлетнем простое проекта из-за отсутствия финансирования со стороны Киева. Отметим, что российская сторона не отказывалась от проекта и ждала решения Киева.
Оператор российско-украинского проекта «Завод ядерного топлива» находится в стадии ликвидации. Госинспекция по ядерному регулированию Украины отказалась выдать лицензию предприятию на строительство объекта. В инспекции уточнили, что отказ связан с фактическим отсутствием не только каких-либо выполненных работ, но и документов, поэтому оснований для выдачи разрешения нет. Формально инспекция может изучать вопрос выдачи разрешений в течение двух лет, теперь этот срок истёк.
Условием лицензирования было в том числе предоставление отчёта о безопасности. Кроме того, правительство Украины должно был утвердить проект установки по производству ядерного топлива. Если первый документ был согласован ещё в 2013 году, то общий проект кабмин Украины утверждать отказался. Теперь же, ввиду разрыва отношений между Россией и Украиной, надежды на строительство завода, вначале пошатнувшиеся из-за финансовых трудностей, исчезли окончательно.
По словам главы Украинского ядерного общества Владимира Бронникова, американцы также не собираются строить завод на украинской территории, поэтому Киеву придётся навсегда смириться со статусом импортёра, по крайней мере, пока будет актуальной сегодняшняя политика страны. Очевидно, что для Украины никакой речи о независимости от внешних поставок, неважно — российских или западных — идти теперь не может.
Политика как двигатель украинской ядерной отрасли
Россия проигрывает борьбу за украинский рынок и его получают США, причём политическими методами. Начиная с двухтысячных годов, наблюдается жёсткая конкуренция между российскими и американскими поставщиками ядерного топлива за Украину.
Понятно, что в сложившейся ситуации для Украины нет иной альтернативы, чем американские поставки, с учётом антироссийской политики нынешнего киевского руководства. Складывается парадоксальная ситуация — на принятие экономических решений, а в ядерной сфере они втройне серьёзнее, поскольку связаны с энергетической и ядерной безопасностью, влияет исключительно политика.
В то же время, атомные станции Украины, спроектированные в своё время как часть единой советской энергосистемы, технически рассчитаны исключительно на российское топливо и российское обслуживание. Тем не менее, этот фактор зависимости от Москвы, по заверениям Киева и Вашингтона, в скором времени будет успешно преодолён, и тогда Россия потеряет в лице Украины не только отличный рынок сбыта топлива, но и потенциального партнёра во всех совместных ядерных проектах.