Был ли рост: рынок не заметил увеличения предложения бензина

16:40, 23 Июн, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: perevozka24.ru

Российские нефтекомпании увеличили производство бензина на почти 5% за 20 дней июня по сравнению со средним значением за май. Суточный показатель достиг 111 900 тонн. Однако, отгрузки топлива на внутренний рынок росли медленнее (немного более 3%) и составили 104 300 тонн в день. Это на 7,5% ниже плановых показателей и уровня июня 2022 года, сообщает «Коммерсантъ».

Производство и экспорт бензина

В первой половине июня нефтяники сократили экспорт бензина в соответствии с рекомендациями Минэнерго. Однако, во второй половине месяца объем снова начал расти. В среднем в июне нефтекомпании экспортировали 7 900 тонн в день, что примерно на 26% ниже среднесуточных значений в мае, но на 53% выше, чем в июне 2022 года.

Увеличение производства бензина в России происходит в период завершения ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Во второй половине июня суточный показатель составлял от 114 000 до 124 000 тонн. Несмотря на это, нефтекомпании продолжают сокращать экспорт бензина, который уже на 30% ниже по сравнению с маем. Представители Минэнерго рекомендуют придерживаться такой политики и максимально направлять нефтепродукты на внутренний рынок.

Цены на бензин и реакция на них

Несмотря на увеличение производства, на внутреннем рынке сохраняется напряженность. На этой неделе цены на бензин на Санкт-Петербургской межбиржевой товарной системе возобновили свой рост. Стоимость АИ-92 и АИ-95 поднялась на 2,3% и 1,2% соответственно. Цена тонны, как сообщают журналисты pronedra.ru, достигла 58 700 рублей и 65 800 рублей. Недавно котировки начали снижаться после угрозы ФАС нефтекомпаниям о возбуждении антимонопольных дел, если они не увеличат продажи на бирже. Однако этот эффект отразился лишь на несколько дней.

Федеральная Антимонопольная Служба предложила увеличить обязательные нормативы продажи бензина на бирже с 12% до 13% от общего производства. Также в ФАС рассматривают возможность ужесточения критериев для экспорта топлива и проводят анализ действий некоторых нефтяных компаний, чтобы проверить их соответствие антимонопольным требованиям.

Несмотря на восстановление производства после ремонтов нефтеперерабатывающих заводов и предупреждения со стороны ФАС, на рынке все еще наблюдается нехватка товара, и объем продаж бензина на бирже не удовлетворяет текущий спрос.

По мнению источников, одной из главных причин является серый экспорт. Трейдеры покупают бензин на бирже и затем неофициально направляют его за рубеж. Высокая прибыльность таких операций, несмотря на уплату акциза и отсутствие возврата НДС, стимулирует практику.

Текущие запасы бензина, включая путевой ресурс, превышающие 1,8 миллиона тонн на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах, уже не могут считаться объективным показателем избыточного топлива.

Существенный рост цен на бензин на бирже связан с борьбой между Министерством финансов и нефтяной отраслью относительно корректировки субсидий для нефтепереработки — демпферных выплат. Минфин планировал сократить субсидии в 2 раза, на 30 миллиардов рублей в месяц, с июля. В итоге, однако, решение вопроса было перенесено на осень.

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *