Когда восстановятся цены на уголь – оценки аналитиков NEFT Research

Цены на уголь на мировых рынках могут начать восстанавливаться в ближайшие два-три года, считают аналитики NEFT Research. По прогнозам экспертов, выход с рынка наименее эффективных производителей, себестоимость продукции которых превышает цену реализации, включая компании из США, Австралии и ЮАР, станет дополнительным фактором поддержки котировок. При благоприятном сценарии номинальная стоимость тонны угля может увеличиться в среднем на 5–7% к 2027 г., что в рублевом выражении составит 12–15%, сообщает rbc.ru.
На середину сентября цена тонны энергетического угля зависела от порта отгрузки и колебалась в диапазоне 70–83 долларов. Для сравнения, в конце 2018 – начале 2019 гг. котировки угля калорийностью 6000 на базе FOB Восточный превышали 110 долларов.
Вызовы для угольной отрасли
Перспективы восстановления цен на высококачественный энергетический и коксующийся уголь оцениваются как «высоковероятные» в связи с рисками опережающего снижения добычи в Австралии и ограниченной собственной ресурсной базой стран-потребителей. Себестоимость коксующегося угля за 5 лет выросла в 2 раза, налоги на него — более чем в 3 раза, что снижает рентабельность. Крупные игроки отрасли уже сократили добычу и персонал, отдавая предпочтение другим сырьевым активам.
Читайте по теме: Азия сделала паузу – спрос на уголь снизился
Российский экспорт угля с начала года сократился на 20–25% в зависимости от марки и порта отгрузки, доля рентабельных поставок упала с 73% до 43%. Одной из ключевых проблем остается высокая стоимость логистики: тарифы РЖД за 7 лет выросли на 176% при инфляции 61%. Стабилизация ситуации возможна через снижение расходов на перевалку и железнодорожные перевозки, а также долгосрочные экспортные контракты, что позволит поставщикам работать с прибылью. Без этих мер существует риск дальнейшего падения экспортных поставок, поэтому NEFT Research рекомендует перераспределить финансовую нагрузку между участниками логистической цепочки.
Прогнозы по восстановлению цен на уголь
Несмотря на улучшение показателей в сентябре, сохраняется проблема резервирования мощностей РЖД под непредъявленные к погрузке объемы. В августе суммарные объемы такого угля достигли 1,9 млн тонн, из которых 800 000 тонн приходились на экспорт, а в восточном направлении — 500 000 тонн. Всего на экспорт железной дорогой в августе было отправлено 14,8 млн тонн угля, что на 0,9% больше, чем годом ранее.
В вопросе тарифных преференций РЖД указывает на значительные убытки: за период 2014–2024 гг. компания потеряла из-за льгот и скидок 428,3 млрд рублей, не считая расходов на перевозку порожних вагонов под уголь. Предоставление дополнительных преференций может привести к непокрываемым убыткам на фоне высокой долговой нагрузки компании. Ранее в антикризисной программе предлагалось вернуть скидки в размере 12,8% для поставок в порты Юга и Северо-Запада, что потребовало бы 60 млрд рублей, однако Минфин отклонил инициативу, сославшись на отсутствие соответствующей статьи в бюджете.
По данным NEFT Research, отмена понижающих коэффициентов и плановых индексаций тарифов РЖД, последний раз повышавшихся на 13,8%, привела к росту расходов на транспортировку угля на 20–30% к 2022 г. В этих условиях, несмотря на снижение ставок перевалки и оптимизацию себестоимости, экспорт оставался убыточным для большинства российских угольщиков. Восточное направление стало единственным с почти нулевой доходностью: суммарная маржинальность цепочки поставок в этом регионе составляет 1,4 рубля с тонны, или 21%. При этом наибольший запас по доходности наблюдается у РЖД и портов — 46 и 53% соответственно, тогда как операторы полувагонов работают почти в убыток, а средняя убыточность угольщиков превышает 20%.
Перспективы угольной отрасли
Аналитики NEFT Research отмечают, что снижение ставок перевалки и тарифов железной дороги позволит всем участникам рынка выйти на положительную экономику и достичь операционной маржинальности на уровне 21%. Такая доходность не обеспечивает долгосрочного развития и привлечения инвестиций, однако дает возможность сохранить производство и удержать долю российского угля на международных рынках, несмотря на сокращение добычи у менее консолидированных конкурентов.
Заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев указывает, что российским экспортерам угля необязательно ориентироваться исключительно на высокие мировые цены. Слабый рубль способен компенсировать невысокие котировки: при снижении курса доллара с 80 до 100 рублей выручка от экспорта угля может вырасти примерно на 25%, что эквивалентно повышению цен на внешнем рынке до $95 за тонну FOB Дальний Восток при прежнем курсе.
Возврат котировок на мировых рынках к историческим значениям возможен при новой фазе экономического роста в Китае, странах АТР и Юго-Восточной Азии. Пока предпосылок для существенного повышения мировых цен нет, однако снижение логистических затрат рассматривается экспертами как фактор, способный сделать поставки в отдельных направлениях прибыльными. По мнению специалистов, комбинация оптимизации расходов и курса рубля позволит российским угольным компаниям сохранять конкурентоспособность на международных рынках и поддерживать стабильность экспортных потоков.
Ранее на сайте pronedra.ru писали, что Кузбасс может нарастить продажи угля за счет Петербургской биржи