Мир готовится к революционному переходу на новый вид топлива

11:33, 31 Авг, 2022
Наталья Маркова
Источник фото: profile.ru

Рекордные цены на энергоносители повышают перспективность водорода, как альтернативного топлива. Некоторые страны, вроде Японии, уже внедрили технологии, позволяющие производить и использовать энергоноситель. О состоянии сектора водородной энергетики рассказывают «Аргументы и факты».

Планы стран по внедрению водорода

Проекты по использованию второго компонента воды рассматривают во многих государствах. Так, Канада подписала с Германией договор на экспорт водорода во время августовского визита канцлера ФРГ Олафа Шольца. Поставки должны начаться в 2025 году. В целом Евросоюз намерен вложить в водородные технологии 320 – 458 млрд евро в 2020-2030 гг.

К 2050 г. на долю элемента должно приходиться 24% глобального энергетического рынка, считают в Bloomberg. Водород будет использоваться в различных отраслях:

  • коммунальной;
  • транспортной;
  • промышленной.

Альтернативное топливо привлекает экологичностью, энергоемкость и теоретической доступностью. Водород можно буквально получать из воды путем электролиза. При этом эксперты признают, что для его массового внедрения требуется серьезная государственная поддержка и инвестиции.

Перспективы и реализованные проекты в водородной энергетики

При правильном подходе H2 способен стать серьезным конкурентом ископаемого топлива. В частности – по цене. Чили планирует стать одним из ведущих поставщиков элемента на мировой рынок, со стоимостью килограмма топлива в 1,5 доллара. На роль одного из крупнейших экспортеров также претендует Австралия. К 2030 г. в стране планируют ежегодно синтезировать 1 млн т «зеленого» водорода. Этот объем хотят довести до 9 млн т к 2050 году. На экспорт будет отправляться 500 000 т и 6,75 млн т соответственно. Австралия планирует поставлять топливо:

  • Тайваню;
  • Южной Корее;
  • Сингапуру;
  • Японии.

Последнюю, вероятно, можно считать самой «водородной» страной. Более 15 лет назад здесь начали выпускать Honda FCX. Крупносерийное производство машин на водороде (Toyota Mirai) стартовало в 2014 г. Для них работает более 134 заправок. К 2030 г. сеть планируют расширить до 900 АЗС. Япония первой ввела водородную стратегию (2017 г.). К середине века на H2 должны перейти все дорожные ТС. Японская Kawasaki Heavy Industries весной 2021 г. представила первое судно для сжиженного водорода, способное перевозить до 75 т топлива.

Германия первой запустила поезд на «водном» горючем. Siemens Mobility планирует начать тестировать свой состав в 2023 г. Водородные проекты реализуются во Франции, Нидерландах и других странах. Но пока технология остается на ранних стадиях развития.

Рынок водорода по итогам 2021 г. оценивался в 134 млн долларов. Внедрение замедляется сложностью получения и хранения топлива.

Какое место Россия может занять на водородном рынке

У РФ есть возможность стать серьезным игроком в секторе, считает Анастасия Смольникова из отдела ТЭК института проблем естественных монополий. Расположение делает потенциально доступными западные и восточные рынки. Советские проекты, вроде самолета на водородном топливе, могут лечь в основу новых разработок. России также доступны значительные объемы газа – одного из видов сырья для производства H2. Также получать элемент можно на ГЭС и АЭс.

Развитие водородной энергетики в стране будет зависеть от инвестиций (включая государственные) и геополитической ситуации. Масштабное распространение альтернативного топлива возможно только после внедрения дешевых технологий синтеза, хранения и транспортировки.

Поделитесь этой новостью