Назван ТОП-10 автомобилей, которым не грозит рост утильсбора
              С 1 декабря 2025 года в России вступят в силу изменения в порядке расчета утилизационного сбора, что неминуемо приведет к подорожанию значительной части импортных автомобилей. Однако эксперты отмечают: на рынке есть целый ряд моделей, которых реформа почти не коснется. Это машины, собираемые внутри страны — от отечественных брендов до локализованных иностранных марок.
Что изменится с декабря
Согласно заявлению первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова, корректировка утильсбора в первую очередь затронет так называемые «санкционные» иномарки, то есть автомобили, полностью импортируемые из недружественных стран. Повышение ставок связано с необходимостью выравнивания условий для иностранных и российских производителей, а также с компенсированием бюджетных расходов на утилизацию транспортных средств.
Для машин, собираемых на территории России, рост цен будет минимальным или вовсе отсутствующим.
«Влияние реформы на автомобили российской сборки будет несущественным», —
подчеркнул Мантуров.
Автозаводы, которые защитят рынок от подорожания
Издание Autonews составило список брендов и моделей, производство которых налажено в России и потому не подпадет под существенное повышение утильсбора. Среди них — как традиционные отечественные марки, так и иностранные компании, успешно локализовавшие сборку.
- Lada (АвтоВАЗ) — крупнейший производитель страны, чьи модели Granta, Vesta и Niva полностью выпускаются в России.
 - УАЗ (Sollers Group) — ульяновский завод продолжает выпускать внедорожники Patriot и «буханку», а также участвует в совместных проектах с китайскими партнерами.
 - Haval — китайский автогигант ведет производство на двух площадках: в Туле и на заводе «Автомобильные технологии» в Калуге.
 - Solaris — возрожденная модель собирается в Санкт-Петербурге на предприятии «Автомобильный завод АГР».
 - Sollers — ульяновская площадка компании выпускает ряд коммерческих автомобилей, включая легкие фургоны.
 - Москвич — московский завод продолжает выпуск одноименных кроссоверов на бывшей площадке Renault, используя технологии китайских партнеров.
 - Tenet — автомобили бренда производятся в Калуге на заводе «АГР Холдинг».
 - Voyah — премиальные электромобили собираются в Липецкой области на предприятии «Моторинвест».
 - Evolute — еще один электробренд, локализованный там же, в Липецке.
 - BAIC, Kaiyi и SWM — три китайских производителя, организовавшие выпуск моделей на калининградском «Автоторе».
 
Кроме того, отдельного внимания заслуживает Citroen C5 Aircross, сборка которого также ведется в Калуге на мощностях «Автомобильных технологий». Это один из немногих европейских брендов, которые сохранили производство в России.
Роль локализации: ставка на внутренний рынок
Автомобильные эксперты отмечают, что именно высокий уровень локализации стал ключевым фактором, позволяющим автопроизводителям минимизировать влияние утильсбора. Заводы, где значительная часть компонентов производится в России, получают преимущества не только в налогообложении, но и в устойчивости к колебаниям валютного курса и логистическим рискам.
«Фактически сейчас формируется новая карта российского автопрома. И те компании, которые успели наладить локальное производство, смогут укрепить свои позиции на рынке в ближайшие годы», —
комментирует аналитик автомобильного рынка Сергей Удалов.
Что ждет покупателей
Покупателям, планирующим обновление автомобиля в ближайшие месяцы, эксперты советуют обратить внимание именно на локально собираемые модели. Их стоимость, по прогнозам дилеров, останется стабильной, а в некоторых случаях даже возможны акции или спецпредложения — в попытке укрепить рыночную долю до конца года.
Импортные автомобили, напротив, с 1 декабря могут подорожать на 10–15%, а по отдельным позициям — и выше. Особенно это коснется премиальных марок, не имеющих локальной сборки.
Реформа утильсбора становится еще одним этапом в процессе переориентации российского автопрома на внутренние ресурсы и партнеров из дружественных стран. Для одних компаний это вызов, для других — шанс закрепиться на рынке.
А для автолюбителей главный вывод прост: поддерживая локальных производителей, они не только экономят, но и способствуют развитию отечественной промышленности.
Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что с 1 декабря в России вступает в силу новая методика расчёта утильсбора: кого затронет повышение