Непозволительная роскошь: почему ацтеки, инки и майя так и не смогли изобрести колесо

14:50, 14 Июл, 2023
Владислав Висл
источник фото: rg.ru

Предполагается, что колесо было изобретено около 5500 лет назад. Этот простой механизм, который впервые был обнаружен в руинах древней Месопотамии, считается одним из великих изобретений, которое изменило человеческую цивилизацию, хотя оно появилось значительно позже других, возможно, более сложных изобретений, таких как лодки, ткани и сельское хозяйство.

Вероятно, причина такой поздней появления колеса связана с его конструкцией: необходимо обеспечить плотное соединение между колесом и неподвижной осью, чтобы все держалось вместе, но в то же время не слишком тугое, чтобы колесо могло свободно вращаться. Кроме того, поверхности окончания оси и отверстия в колесе должны быть идеально гладкими, чтобы уменьшить трение до минимума. В наше время справиться с этими проблемами просто, но в доисторические времена это было практически невозможно, — сообщает Big Think.

Почему ацтеки, инки и майя так и не изобрели колесо

Антрополог Дэвид Энтони, автор книги «Лошадь, колесо и язык», утверждает, что, хотя люди в каменном веке могли придумать идею колеса, до появления точных инструментов, таких как медное долото (4000 год до н.э.), создание функционирующего колеса было невозможно.

Изобретение колеса имело значительное влияние на развитие цивилизации, облегчив перемещение на большие расстояния. Торговые сети расширились, масштабы империй увеличились. Города и поселения стали строиться плотнее, а сельское хозяйство стало поддерживать народонаселение — производительность сельского хозяйства возросла благодаря использованию колесных тачек, — пишет pronedra.ru.

Однако в других регионах, таких как Ацтеки, Инки, Майя и коренные американские народы, колесо познакомились только на рубеже XV-XVI веков с прибытием европейских колонистов. Почему эти общества сами не изобрели колесо, остается загадкой. Несмотря на точные космологические календари и впечатляющие инженерные достижения, включая строительство дорог, но они были предназначены только для пешеходов. Причина этого остается неясной.

Ламы — как курьеры

Долгое время считалось, что древние американцы не использовали колеса, потому что не знали, как их делать. Однако это предположение оказалось неверным. В 1880 году, во время раскопок могилы ацтекского ребенка в Мехико, археолог Дезире Шарне обнаружил маленькую фигурку койота, украшенную маленькими колесиками. После этого по всей стране начали находить и другие детские игрушки с колесиками. Большинство из них принадлежало тольтекам, культура которых процветала в период с 900 по 1100 год н.э.

Отсутствие колес у ацтеков, инков, майя и коренных американцев не было связано с отсутствием знаний о их изготовлении, а скорее с отсутствием необходимости в их использовании. У древних американских цивилизаций просто не возникало такой потребности в колесных транспортных средствах, как у евразийских народов. Почему? Одной из основных причин было отсутствие животных, способных тянуть повозки. Ведь лошади, коровы и волы были привезены вместе с колесом через Атлантику.

Еще одним важным фактором была география. Например, инки строили дороги, но они простирались через Анды, где использование колес было непрактичным. Гигантские лестницы и висячие мосты не позволяли проехать колесному транспорту. Вместо этого инки использовали курьеров и лам, которые были отличными альпинистами и до сих пор встречаются на склонах Мачу-Пикчу.

То же самое относится и к другим цивилизациям. На Юкатане, где проживали майя, сельскую местность можно было достичь только по узким пешеходным тропам, в то время как на рынки ацтекских городов Тлателолко и Теночтитлан можно было добраться на каноэ, которые были повсеместно присутствующими транспортными средствами в водных местностях. По той же причине полинезийцы, еще одна древняя цивилизация, окруженная водой, никогда не использовали колеса.

Освоение колеса

И хотя общества на западном полушарии не использовали колеса, это не помешало им создавать изобретения, не менее сложные, чем евразийские. Например, инки могли поддерживать связь на протяжении 2500 миль от Кито до Сантьяго, используя только носильщиков и лам. Они строили впечатляющую архитектуру из огромных и тяжелых камней, сравнимых с Стоунхенджем. Как им удавалось перемещать эти камни без использования колес, остается загадкой, но они справлялись.

Однако, отсутствие колеса имело свои последствия. Например, в попытках объединить враждующие племена и создать централизованные государства на древних Гавайях, недостаток колеса стал преградой, так как путешествие от одной крепости к другой занимало значительное время.

Когда наконец-то колесо появилось, все изменилось – не только на Гавайях, но и в Северной и Южной Америке. Однако это происходило медленно. Хотя коренные американцы стали использовать колесо для транспортировки грузов, производства тканей и гончарного дела, эта новая и более эффективная технология не могла мгновенно вытеснить традиционные методы. Ткацкие и гончарные круги продолжали использоваться наряду с колесом, и традиционные ремесла передавались из поколения в поколение до настоящего времени. Даже сегодня не все места на Юкатане доступны на автомобиле, а достижение вершины Мачу-Пикчу все так же требует пеших походов, подобных тем, которые предпринимали инки.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *