Нужны дополнительные рынки – Россия столкнулась с избытком СПГ
Рынок газомоторного топлива в ближайшие десятилетия может стать одним из ключевых секторов экономики России. Малые предприятия должны нарастить производство СПГ на 3,2 млн т к 2030 г., согласно прогнозам. Этому способствует господдержка и развитие инфраструктуры. Однако, на рынке предполагают преждевременность подобного наращивания мощностей. Учитывая низкий спрос, рынок может столкнуться с избытком предложения. Дополнительно эксперты указывают на возможность экономической неэффективности применения СПГ в качестве горючего для транспорта, сообщает «Коммерсантъ».
Газ в транспортный сектор
Одной из ключевых целей, отраженных в обновленной концепции развития газомоторного топлива, является увеличение потребления газа транспортным сектором в 7 раз к 2035 г. — до 15,4 млрд кубометров. Базовый сценарий предполагает рост потребления до 10,7 млрд кубометров. В связи с этим ожидается, что количество автомобилей, использующих газомоторное топливо, вырастет с 316 500 в 2023 г. до более чем 1,3 млн единиц к 2035 году.
Читайте по теме: Конкуренция с Азией за СПГ может привести к росту цен на газ в Европе
Вместе с тем государственная программа «Развитие энергетики» предусматривала значительный рост потребления газа транспортом уже к концу 2024 года. Однако, фактические показатели отстают от запланированных. Ожидалось, что к этому времени объем потребления газа в транспортной отрасли составит 2,7 млрд кубометров, а число соответствующих заправок увеличится до 1273. Однако, по данным мониторинга, в первом полугодии в России функционировали 950 станций, обслуживающих автомобили, использующие газовое топливо.
Газ для транспортных средств делится на 3 вида. Помимо СПГ используется сжатый метан и СУГ (пропан-бутан). При этом концепция газомоторного топлива предполагает поддержку только первых двух типов. В июне правительство приняло постановление, по которому государство субсидирует до 78% расходов физических и юридических лиц на перевод автотранспорта на газ.
Компания «Газпром» активно инвестирует в строительство новых малых заводов, планируя вложить порядка 130 млрд рублей в создание еще 22 объектов. Каждый будет иметь мощность около 1,08 млн тонн в год, а их расположение будет преимущественно вблизи крупных городов и важных транспортных маршрутов.
НОВАТЭК также работает над расширением своих мощностей в области малотоннажного СПГ. Компания завершает строительство заводов в Московской и Самарской областях, каждый мощностью 14 200 тонн в год. В дополнение к этому, НОВАТЭК заключил соглашение с властями Тульской обл. о строительстве еще одного завода мощностью 8 млрд рублей.
Недостатки избытка СПГ
Внутренний рынок России пока не готов к полноценному использованию существующих малотоннажных мощностей по СПГ. Как отмечают эксперты, средняя загрузка этих мощностей уступает 56%, а в 2023 г. объем фактического производства составил всего 150 000 тонн. Профицит в данном сегменте признают и в НОВАТЭК, где сообщают о ежегодном избыточном выпуске малотоннажного СПГ на уровне 100 000 тонн. По прогнозам компании, к 2031 году объемы производства СПГ для использования в транспортной сфере могут превысить внутренние потребности на 750 000 тонн. Это свидетельствует о необходимости ускоренного развития газомоторной техники, что, по мнению представителей НОВАТЭКа, является важной государственной задачей.
Проблемы в развитии малотоннажного СПГ отмечают и в «Газпроме». Недостаточная поддержка проектов по строительству инфраструктуры для малых заводов СПГ, как считают в компании, существенно тормозит рост сектора. В октябре председатель совета директоров «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе на заседании Совета Федерации предложил расширить меры государственной поддержки. По его мнению, эффективными шагами могли бы стать субсидии на капитальные вложения, субсидирование процентных ставок по кредитам для строительства объектов СПГ и предоставление государственных гарантий для проектного финансирования.
Для поддержки сектора «Газпром СПГ технологии» выступает за льготную программу лизинга для магистральной техники на газомоторном топливе и временно отменить уплату утилизационного сбора на импортируемую технику из стран-партнеров. Также компания предлагает обеспечить преференции на платных автодорогах для транспорта, работающего на газе, что могло бы повысить привлекательность этого вида топлива для транспортных компаний.
По мнению экспертов, развитие СПГ в качестве газомоторного топлива в России сталкивается с рядом значительных проблем. Алексей Кахидзе отметил ключевые сложности: нехватку отечественных технологий для производства и потребления СПГ, высокие затраты на импортное оборудование, которому в России пока нет аналогов, а также сложности с привлечением заемного финансирования. В совокупности эти факторы делают переход к СПГ в транспортной отрасли экономически труднодостижимым, особенно в условиях дефицита доступных ресурсов и технологий.
Препятствия и перспективы для СПГ
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что главный барьер на пути развития сектора СПГ в России — это ограниченный рынок потребления. Перспективы использования СПГ имеются только в сфере магистрального транспорта, где на данный момент у России практически отсутствуют свои технологии. Единственный пример транспортного средства с криодвигателем на данный момент разработан КамАЗом. В то же время высокая стоимость создания инфраструктуры для СПГ делает его невыгодным для широкого применения.
Экономические барьеры на пути СПГ также затрудняют его развитие. По словам Шапарина, в качестве судового топлива СПГ не выдерживает конкуренции с другими энергоресурсами, поскольку его производство и эксплуатация требуют значительных затрат. Для создания полноценного производственно-потребительского сектора СПГ понадобится вложить сотни миллиардов рублей, считают аналитики. В качестве альтернативы он предлагает обратить внимание на инициативы по использованию в ТС компримированного газа и пропана. Для их применения не нужно сложное оборудование, что потенциально повышает экономическую выгоду.
Ранее на pronedra.ru писали про планы вывести СПГ «из тени» — Запад намерен ужесточить ограничения против России