Очевидец: Чернобыльская катастрофа могла произойти намного раньше
Катастрофа на Чернобыльской АЭС могла произойти задолго до 1986 года. Об этом свидетельствует рассказ Петра Шаврея, участника ликвидации последствий аварии и бывшего сотрудника станции, а также рассекреченные документы.
Взрыв 4-го энергоблока произошел ночью 26 апреля. Он считается одной из худших техногенных катастроф, с которыми сталкивался мир. Похожий по силе катаклизм с участием АЭС «Фукусима-1» произошел в 2011 году. Но если японская станция пострадала из-за землетрясения, то в Чернобыле существовали предпосылки для аварии.
Предшественники катастрофы
Шаврей рассказал о двух инцидентах, не уточняя дат. Один раз топливный стержень пробил охлаждающий кожух, вызвав утечку радиации. Для устранения последствий на территории станции был убран слой грунта толщиной 1 м. Улицы Припяти тщательно вымыли. Сотрудникам АЭС пришлось сдать форму и другие вещи, находившиеся при них в момент аварии.
«Тогда у многих развились признаки лучевой болезни: тошнота, слабость, рвота. В итоге скончалось 6 человек», – рассказал бывший пожарный.
Второй инцидент не спровоцировал катастрофу по счастливой случайности, отметил специалист. В турбинном цехе из-за падения ротора произошла утечка водорода.
Проведение в тот момент сварочных работ или появление другого источника огня привело бы к взрыву и разрушению станции с последующим распространением радиации.
Нарушение норм безопасности
Чернобыльская АЭС начала работать в 1977 году. Как и многие советские объекты, она строилась с опережением графика. Но, как показывают рассекреченные документы, высокая скорость достигалась в ущерб качеству.
«Сообщения о проблемах стали поступать в КГБ уже через 2 года после ввода станции в эксплуатацию, – рассказал историк Владимир Вятрович, бывший руководитель архива СБУ. – Эксперты фиксировали нарушения технологий монтажа и обслуживания оборудования».
В период с 1983-го по 1985-й на объекте было зафиксировано 5 аварий. Оборудование отказывало более 60 раз. Перед последней катастрофой на 4-м энергоблоке наблюдались заметные отклонения от нормативной мощности. Кроме того, реактор работал с деактивированной системой охлаждения.
Изначально в аварии обвинили персонал ЧАЭС. Репутация сотрудников была частично восстановлена в 1993-м. Новые отчеты показали, что действия операторов соответствовали инструкциям.