Отходят от дизеля – Индонезия реализует стратегию по внедрению СПГ на электростанциях

Индонезия приступила к реализации проекта по распределению СПГ в малых объемах для снабжения электростанций, работающих на дизельном топливе. Стоимость инициативы составляет 1,5 миллиарда долларов. Ее цель — снижение зависимости от импорта дизельного топлива и усиление энергетической безопасности страны, сообщает Reuters.
Вызовы в переводе электростанций на СПГ
Проект предусматривает переход десятков электростанций на использование местного газа, что позволит сократить расходы на закупку топлива за рубежом. Ведущую роль в программе теперь играет дочерняя компания Perusahaan Listrik Negara (PLN) — PLN Energi Primer Indonesia (PLN EPI). Ранее его реализация возлагалась на нефтегазовую компанию Pertamina, однако она столкнулась с трудностями, связанными с ценообразованием на СПГ и нехваткой финансирования инфраструктуры.
Читайте по теме: поставки СПГ из России в Индонезию – независимый эксперт оценил перспективы
Основными вызовами для PLN EPI остаются обеспечение достаточного объема СПГ и покрытие затрат на создание сети поставок и регазификацию топлива. На данный момент компания получает около 60 партий СПГ в год по долгосрочным контрактам, однако потребности превышают этот объем. В прошлом году спрос достиг 84 партий, и дефицит пришлось восполнять за счет спотовых поставок с местных газовых проектов. В рамках программы перевода электростанций на газ разрыв между спросом и предложением может увеличиться более чем вдвое, что потребует дополнительно не менее 29 партий СПГ или порядка 2 миллионов тонн. Это приведет к росту потребности страны в газе на 6%.
Приоритет в обеспечении проекта отдается местным производителям, однако при дефиците топлива рассматривается возможность получения разрешения на импорт. По официальным данным, в прошлом году Индонезия экспортировала около 15,3 млн тонн газа, преимущественно в форме СПГ. При этом значительная часть добычи крупнейших месторождений, включая Танггух, Бонтанг и Сенканг, зарезервирована для внутреннего потребления.
Где Индонезия заменяет дизель
Проект по распределению СПГ охватит преимущественно восточные регионы Индонезии, где поставки будут организованы по кластерной модели. В каждом кластере создадут основной приемный терминал, откуда небольшие танкеры будут доставлять топливо на регазификационные объекты, снабжающие газом электростанции.
На данный момент PLN EPI заключила контракты на создание инфраструктуры в четырех кластерах, охватывающих 41 действующую и новую электростанцию общей мощностью порядка 2,15 ГВт. В следующем году планируется провести еще один тендер для пятого кластера. Ожидается, что первые объекты начнут функционировать в период с конца 2026 по 2027 год.
По оценкам компании, реализация первых 4 кластеров позволит заменить 2,3 млн килолитров жидкого топлива, что снизит расходы на его импорт примерно на 300 миллионов долларов в год, или на 6% по сравнению с уровнем прошлогодних затрат.
Индонезии понадобится больше СПГ
Участники проекта прогнозируют значительный рост потребности страны в газе, что в перспективе может привести к необходимости закупок СПГ за рубежом. В AG&P LNG, задействованной в одном из кластеров, считают, что спрос на газ будет увеличиваться быстрыми темпами, что создаст новые возможности для развития инфраструктуры и поставок. По прогнозу консалтинговой компании Wood Mackenzie, Индонезия может стать чистым импортером СПГ уже к началу 2040-х.
Однако реализация проекта сопряжена с экономическими рисками. Затраты на логистику в небольших поставках могут достигать 30–40% от стоимости доставленного газа, тогда как в крупных СПГ-проектах этот показатель составляет 10–20%. Кроме того, существуют сложности с обеспечением стабильного спроса на электроэнергию и гарантированной загрузки инфраструктуры. Ранее успешными оказывались только газификационные проекты, расположенные вблизи трубопроводов, тогда как создание мелкомасштабных СПГ-сетей остается сложной задачей.
Эксперты полагают, что проект будет реализовываться неравномерно. Некоторые кластеры могут быть запущены в эксплуатацию, но полномасштабное развертывание инфраструктуры займет продолжительное время.
Ранее на pronedra.ru писали, про проекты «Роснефти» в Египте и Индонезии – результаты и перспективы компании