Придется перестроить импорт: эксперт Белова оценила последствия отказа ЕС от нефти и газа РФ

13:44, 23 Окт, 2025
Татьяна Арестова
Поставки нефти и газа
Иллюстрация: pronedra.ru

Совет Евросоюза 20 октября согласовал позицию по регламенту, предусматривающему поэтапный отказ от импорта российского газа с 1 января 2026 г. Документ оформлен как ключевой элемент дорожной карты REPowerEU по выходу из энергетической зависимости от России и вводит юридически обязывающий механизм запрета на ввоз как трубопроводного газа, так и СПГ. Планы блока оценила эксперт компании «Имплемента» Мария Белова. При текущем подходе ЕС придется перестраивать структуру импорта, приводит ее комментарии ria.ru.

Позиция Совета оставляет пространство для переходного режима. Краткосрочные контракты, подписанные до 17 июня 2025 г., смогут действовать до 17 июня 2026 г., долгосрочные договоры — до 1 января 2028 г.

Перестройка импорта из-за отказа от нефти и газа РФ

Эксперты отмечают: отказ от российского газа повлечет за собой перераспределение спроса в сторону СПГ, прежде всего из США и Катара, а также из Австралии и новых проектов по сжижению. По мнению Беловой, европейским странам придется перестроить структуру импорта и нарастить закупки более дорогого СПГ. Это неизбежно отразится на ценах в европейской рознице по сравнению с прежними трубопроводными поставками из РФ. Белова указывает также на существенное снижение спроса в ЕС за последние 3,5 года, что облегчает задачу перебалансировки поставок.

Читайте по теме: абсолютный рекорд летнего сезона – Европа обновила максимум по импорту СПГ

Поддержку тезиса о возможном притоке дополнительного СПГ дают и другие аналитики. Представитель Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает ожидания ввода новых заводов по сжижению в США и Катаре, плюс активизацию проектов в Австралии. Это теоретически создаст волну новых объемов СПГ на мировой рынок. При этом ряд запусков был перенесен, и срывы сроков остаются риском.

Последствия отказа от нефти и газа из России для ЕС

С экономической точки зрения переход на СПГ несет двойной эффект. С одной стороны, глобальное увеличение предложения СПГ в периоды пиковых вводов заводов должно сгладить резкие ценовые всплески. Мировые мощности позволят удовлетворить потребности покупателей. С другой стороны, цена СПГ для европейских покупателей традиционно выше стоимости российского трубопроводного газа из-за логистики, затрат на регазификацию и фрахт. Это означает рост расходов для промышленных потребителей и социальных бюджетов при сохранении нынешних контрактных условий и структуры потребления.

Рынок реагирует осторожно: поставщики СПГ наращивают экспансию, но задержки в запуске отдельных крупных проектов означают, что часть европейского спроса в ближайшие годы останется уязвимой к ценовым флуктуациям и логистическим сбоям. Тем не менее уменьшение реального потребления газа в ЕС почти на 100 млрд кубометров за последние 3 года снижает прогнозируемую нагрузку на новые поставки, что частично компенсирует потерю российских объемов. Одновременно Европейская комиссия и национальные правительства активизировали программы энергоэффективности и поддержку внутренних источников добычи, что дополнительно понижает импортную потребность.

Ранее на сайте pronedra.ru писали, что занимают нефтегазовые рынки Турции и Евросоюза – удастся ли США вытеснить Россию

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *