Россия нарастила объемы переработки нефти

09:45, 20 Июн, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: mirnas.ru

Суточная нефтепереработка в России выросла на 3% в первые 2 недели июня по сравнению со средними значениями мая. Показатель достиг 735 500 тонн в сутки. Нефтекомпании постепенно восстанавливают производство нефтепродуктов после завершения ремонтов на НПЗ. Это позволит им легче справиться с требованиями регуляторов по увеличению продажи бензина на бирже. Цены здесь, особенно АИ-95, уже 2 недели подряд достигают исторических максимумов, сообщает «Коммерсантъ».

Цены на бензин: что происходит на бирже

На Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже цены на бензин начали снижаться с конца прошлой недели после обращений Федеральной антимонопольной службы к нефтяным компаниям с требованием увеличить продажи. В противном случае ФАС грозила возбудить антимонопольные дела. Все крупные нефтекомпании, за исключением «Сургутнефтегаза», получили соответствующие письма, утверждают источники.

Постоянный рост оптовых цен на бензин, начавшийся в апреле, уже повлек за собой подорожание на заправках. Однако АЗС подвержены жесткому контролю со стороны регуляторов и не могут поднимать цены на топливо таким же образом, как на бирже. В результате чистая прибыль от продажи бензина за последний месяц стала отрицательной. Рост розничных цен на заправках пока не превышает уровень инфляции. С начала года стоимость топлива, по данным Росстата, выросла на 1,6%, в то время как инфляция составила 2,58%. Однако глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил на прошлой неделе, что ситуация стабилизируется к концу июня после завершения ремонтных работ на НПЗ.

Производство и экспорт бензина

Снижение цен на бирже, связанное с требованием ФАС к нефтекомпаниям увеличить продажи, является одним из факторов, полагает Сергей Кондратьев из Института экономики и финансов. Однако еще более значимым для рынка может быть рост производства бензина. На прошлой неделе показатель достиг максимальных значений за последние 8 недель, составив 832 000 тонн.

Стоимость бензина на российском рынке продолжала свой восходящий тренд, и в этом процессе не только сокращение производства в период высокого спроса играло роль. Также следует учитывать рост экспорта и сокращение демпфера, который выплачивается нефтекомпаниям из государственного бюджета за поставки на внутренний рынок.

Последнее сокращение выплат по демпферу произошло в апреле. Власти, как сообщали журналисты pronedra.ru, планируют еще большее снижение с сентября. Министерство финансов ожидает, что в июне правительство представит проект о корректировке демпфера в Государственную Думу.

Уменьшение компенсаций начиная с сентября 2022 года привело к тому, что субсидирование российского рынка стало недостаточным, и экспортный паритет значительно превысил биржевые цены. В результате произошло увеличение объемов поставок бензина за границу, и топливо начало постепенно исчезать с внутреннего рынка. Проблемы, связанные с этим, полностью проявились весной 2023 года, поскольку экспортная логистика проходила процесс перестройки с октября 2022 г. Нефтекомпании опасаются, что с сентября власти сократят демпфер вдвое, что, в сочетании с осенними ремонтами НПЗ, может снова создать предпосылки для роста оптовых цен.

Максим Шаскольский, глава ФАС, выразил мнение, что сокращение демпфера теоретически может повлиять на цены. Однако, предположительно, эффект уже проявился, так как все ожидали корректировки в июле.

Помимо нефтекомпаний, и Министерство энергетики видит риски недофинансирования отрасли, возможность роста оптовых цен и давление на розничные цены. Глава министерства, Николай Шульгинов, подтвердил беспокойство. Глава «Газпром нефти», Александр Дюков, предупредил, что последующее сокращение демпфера создает риск снижения объемов нефтепереработки из-за падения маржи. При этом результаты могут быть как отрицательными, так и положительными. Однако, если рентабельность упадет, это повлияет на объемы переработки.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *