Слабый рубль и дорогая нефть обеспечат рост доходов бюджета
Общий объем финансовых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации составит по итогам текущего года не менее 30,8 триллиона рублей. Рост доходной базы достигнет при этом 19 процентов, и речь идет о наилучшем показателе за последние семь лет, указано в прогнозе специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН).
Повышение доходов обеспечат федеральному бюджету высокие нефтяные котировки и ослабление курса рубля. Сочетание это является весьма удачным для бюджета, однако, понижение курса национальной валюты России неблагоприятно в свою очередь для инфляции. Подавляющее большинство производств локализованы при этом в России, так что повышение стоимости импортных товаров не должно оказаться чересчур чувствительным.
Прибыль консолидированного бюджета по итогам 2018-го составит, по прогнозам, около 30,8 триллиона рублей — это 30,1 процента отечественного ВВП. Размер доходной базы увеличится на 19 процентов к прошлогодней отметке, констатировали представители ИНП РАН.
В основном повышение предстоит обеспечить, по словам экспертов, нефтегазовым доходам: на 44 процента – по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и на 56 – по экспортным пошлинам. Свою роль сыграет здесь и ослабление позиций рубля. Рост ненефтегазовых поступлений в бюджет в виде налогов не превысит 5–9 процентов в сравнении с уровнем минувшего года.
Цены на нефть и курсы валют
За период с января по август текущего года средняя стоимость российской нефти Urals достигли 69,73 доллара. За первые восемь месяцев прошлого года она составляла 50,09 доллара США за баррель. Наша нефть подорожала, таким образом, практически на 40 процентов.
Доллар в свою очередь в среднем вырос с отметки в 58,3 рубля за период с января по август 2017-го до уровня в 60,9 рубля – за такой же период текущего года. Средняя стоимость «бочки» отечественной нефти поднялась таким образом с 2 920 до 4 250 рублей, то есть на 45 процентов. Выросли, следовательно, и нефтегазовые доходы в рублях, как и степень зависимости от них бюджета: по итогам первого полугодия 2018-го на них пришлось 28 процентов, а год тому назад было 24.
Что говорят эксперты?
Следует отметить, что прогнозы ИНП РАН на 2,5 триллиона рублей выше проектировок Министерства финансов. В этом ведомстве рассчитывают на то, что доход госбюджета выйдет на уровень в 28,3 триллиона рублей, между тем, здесь предпочитают сохранять чересчур консервативные прогнозы по выполнению бюджета в текущем году.
«Большая часть дополнительного дохода поступит в этом году в резервы в рамках действующего бюджетного правила, — пояснил управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах. — Между тем, увеличатся наряду с этим и размеры доходов бюджетов в регионах, причем не только благодаря нефтегазовым экспортерам, а и за счет металлургической и химической отраслей».
Эксперт отмечает, что ослабление курса рубля сулит федеральному бюджету дополнительный доход, ведя при этом и к повышению цен. Расчеты Центрального банка свидетельствуют о том, что за снижением курса валюты на 10 процентов следует рост на один пункт уровня инфляции. Это может отразиться в свою очередь на общей стоимости импортных товаров, в частности, медикаментов. Но программа импортозамещения способствовала тому, что ряд производств локализован в Российской Федерации, и на общую стоимость их ослабление курса рубля влияет не столь ощутимо, заявил Антон Табах.
Финансовый регулятор прогнозирует, что инфляция покажет до конца года рост с 3,1 до 3,8–4,2 процента, а в 2019-м ЦБ РФ ожидает всплеска повышения цен до 5,5 процента. Стабилизацию ситуации специалисты Центрального банка прогнозируют на 2020 год, когда инфляция возвратится к целевой отметке на уровне четырех процентов годовых. В минувшую пятницу ЦБ объявил о повышении ключевой ставки на 0,25 п. п. До конца текущего года регулятор планирует отказаться при этом от закупок валют на открытом рынке в рамках бюджетного правила.
«Приток дополнительной суммы в 2,5 триллиона динамику роста нашей экономики не ускорит, — убежден старший научный сотрудник Института Гайдара Алексей Ведев. — Действующая практика распределения нефтегазовых доходов предусматривает, что финансы эти «замораживают», что называется, на «черный день».
Настолько консервативный подход к планированию бюджета влечет за собой, по словам аналитиков, с одной стороны, к дестабилизации курса российской валюты — рубль пребывает в настоящее время на несправедливо низкой отметке вследствие реализации того самого «бюджетного правила». С другой стороны, отмечает эксперт, речь идет о продолжительной стагнации в экономическом секторе, поскольку человеческий капитал и объемы потребления в России продолжают оставаться сегодня недофинансированными.
Между тем, слабый рубль делает конкурентной нашу продукцию на внешних рынках, и действует это намного лучше, нежели какие-либо меры заградительного характера, констатировал Антон Табах. Ослабление рубля, таким образом, сохраняет нашему экономическому сектору рабочие места, подытожил аналитик.
Читайте также: Рубль по-прежнему уязвим к санкциям