Стартовала большая война за нефть между Россией и США

14:51, 20 Сен, 2018
Анна Федорова

Нефтяные котировки, преодолевшие в январе 2018-го рубеж в 70 долларов, позволили в значительной степени нарастить объемы добычи производителям сланца из США, продукция которых отличается, как известно, довольно высокой себестоимостью. К середине февраля «черное золото» в итоге рухнуло. Глобальный рынок углеводородного сырья Америка отправила таким образом на декабрьский уровень, когда за «бочку» не давали более 65 долларов. Портал «Пронедра» изучил текущую ситуацию на мировом рынке в попытке ответить на следующий вопрос: что ожидает нефть в перспективе?

Если судить по мнениям независимых аналитиков, то борьба за нефть будет в обозримой перспективе только продолжаться. Лидеры «ОПЕК+» сделают все возможное для сдерживания текущих котировок нефти, а Америка приступит в свою очередь к экспорту максимальных объемов «черного золота» по рентабельной стоимости. В качестве арбитра данного спора предстоит выступить спросу на сырье, а он способен как рухнуть с таким последствием как всеобщая паника среди участников глобального рынка («бочка» будет стоить менее 40 долларов), так и вырасти, оставив надежду на стоимость котировки, превышающую отметку в 70 долларов.

Глобальный рынок нефти – на распутье

Котировки нефти едва дотягивают сегодня до уровня в 65 долларов. Это приблизительно столько, сколько за «бочку» давали в декабре прошлого года, однако, цифру эту крайне сложно сравнивать со значением в 71 доллар, пробитым нефтью в январе. На старте 2018-го рывок стоимости барреля был предопределен прогнозами о пролонгации исторического меморандума «ОПЕК+», ориентирующегося на сокращение производства углеводородного сырья. Ожидаемое в целом решение картель озвучил, напомним, в ноябре минувшего года: сделку «ОПЕК+» продлили тогда еще на один год.

В начале февраля, между тем, глобальный рынок сырья наблюдал коррекцию, за которой последовало снижение цен. Основной причиной такого развития ситуации стал рост объемов производства со стороны сланцевых производителей из Соединенных Штатов. Воспользовавшись весьма заметным повышением котировок, они вышли на рекордные показатели в части обеспечения собственным углеводородным сырьем как внутреннего, так и внешнего рынков.

Глобальный рынок нефти оказался сейчас таким образом не иначе как на распутье. При текущих ценах Америке, с одной стороны, под силу нарастить объем сырьевого экспорта, и это повлечет за собой обвал нефтяных котировок, а с другой — повышая отгрузки дополнительного объема за рубеж, Штаты всерьез рискуют ощутимо сократить нынешние цены до отметок двухгодичной давности, когда «бочка» долго находилась на уровне 40 долларов и ниже. Сланцевое производство столкнется в итоге с новым кризисом, предупреждают рыночные эксперты.

Сокращение за счет увеличения

В конце 2016-го и в течение почти всего прошлого года глобальный рынок углеводородного сырья функционировал под воздействием сделки, регламентирующей поставки сырья международным рынкам со стороны представителей ОПЕК и ряда присоединившихся к ним экспортеров. В конце ноября 2017-го было объявлено о пролонгации исторического соглашения.

За год до этого картель договорился о снижении объемов производства сырой нефти на 1,2 миллиона баррелей в день (до отметки в 32,5 миллиона). Тогда же были четко установлены квоты для каждого из участников меморандума, а впоследствии к нему присоединились свыше десяти независимых производителей, не работающих в составе нефтяного картеля. Россия оказалась в их числе. Соглашением предусмотрено сокращение суточной добычи на 1,8 миллиона баррелей. В конце концов меморандум пролонгировали на весь текущий год.

«ОПЕК+»: участие в сделке России

Российская Федерация принимает достаточно активное участие в соблюдении положений соглашения «ОПЕК+». С момента старта действия документа наше государство продемонстрировало заметное снижение объемов производства сырья. В статистическом обзоре ОПЕК говорится, что в последний месяц прошлого года добыча России вышла на уровень в 11,15 миллиона баррелей в день, а это на 170 тысяч меньше, чем было в октябре 2016-го, в преддверии заключения первой сделки «ОПЕК+», затронувшей сырьевые интервенции.

«По состоянию на февраль снижение объема производства нефти в России превысило отметку в 300 тысяч баррелей в день. Это четко свидетельствует о том, что официальная Москва выполнила свои обязательства в полном объеме», — с удовлетворением констатировал не так давно руководитель отечественного Минэнерго Александр Новак.

Да и если говорить в целом, то условия меморандума «ОПЕК+» на сегодняшний день выполнены. Более того, представители нефтяного картеля уже успели рапортовать о превышении степени соблюдения положений исторической сделки более чем на 35 процентов.

Производство сырой нефти в Ливии и Ираке, не участвующих в соглашении, уверенно продолжает, между тем, увеличиваться. Официальный Тегеран после того как были сняты санкции Запада по экспорту пообещал, что нарастит свое производство с 2,5 до четырех миллионов баррелей нефти в сутки, каким оно было до введения ограничений, и на этом уровне остановится. Обещание свое Иран в конечном итоге не выполнил, и темп добычи углеводородного сырья в этой республике по-прежнему продолжает демонстрировать рост.

Эксперты единогласно указывают здесь на противоположность в методиках достижения всеобщей цели — роста котировок нефти и стабилизации стоимости сырья на рынке. Это говорит о неравномерном выполнении участниками «ОПЕК+» условий соглашения и о кратковременности позитивного давления на глобальные сырьевые рынки.

В качестве подтверждения этого приведем следующий факт: с начала текущего года представители сделки суммарно сократили производство совсем несущественно – всего на восемь тысяч баррелей – до уровня в 32,3 миллиона «бочек» в день. Если же не принимать во внимание показатель Российской Федерации, добыча нефти которой уменьшилась на 300 тысяч баррелей, то государства картеля, выходит, не то что не сократили, а даже нарастили свое производство.

Более того, объем суточной добычи лидера ОПЕК – Саудовской Аравии – вырос на 23–24 тысячи «бочек», практически до 10 миллионов, тогда как ливийское производство сырья подскочило почти до миллиона баррелей. Наиболее заметный прирост добычи был зафиксирован при этом в Ираке – с момента старта действия сделки республика нарастила производство до 4,44 миллиона «бочек» в день.

Аналитики по-разному объясняют подобное непостоянство обещаний и действий участников меморандума:

  • отсутствуют рамочные технологии, которые могли бы позволить собрать в рамках одной монополярной площадки каждую из заинтересованных сторон для обсуждения актуальных вопросов по существу;
  • участники диалога элементарно не желают делиться друг с другом сегментами глобального рынка углеводородов, уже давно и основательно распределенного между всеми «игроками».

Безапелляционно заявлять о том, что Соединенные Штаты зальют своей нефтью весь мир, пока, впрочем, явно заблаговременно. С начала 2010-х американский экспорт увеличился практически в 15 раз, а суточное производство компаний из Штатов превышает на данный момент 10-миллионную отметку, но это сравнимо в целом с теми показателями, которые фиксируют сейчас россияне и саудиты.

О препятствиях для США

Следует указать на важные факторы, не позволяющие Соединенным Штатам удерживать добычу нефти на рекордных уровнях в течение продолжительного периода времени. Специалисты утверждают, в частности, что устойчивость так и просится сегодня в сравнение с карточным домиком.

«Добыча нефти по природе своей является симметричной. Проще говоря, объемам ее свойственно периодически как расти, так и сокращаться, — поясняют рыночные аналитики. — Причем наблюдается это и на месторождениях, где добывают традиционное углеводородное сырье, и на территориях так называемых сырьевых провинций, где производят сланцевую нефть».

За ценовыми качелями, способными появляться на рынке нефти США, может последовать в этой связи повышение общей стоимости извлечения барреля. Официальный Вашингтон уверяет, что она опустилась сейчас до отметки в 20 долларов, но на протяжении ближайших пяти лет, в течение которых Америка намерена прочно обосноваться на позиции лидера по экспорту нефти в мире, себестоимость «бочки» может вырасти не меньше чем вдвое. Примерно 80 процентов от всего объема добычи сланцевого сырья Штатов приходится сегодня всего лишь на три производственных региона, а потому есть все основания считать, что ряд предприятий попросту покинут рынок, а мощности свои они «заморозят» при этом на период ожидания лучших времен.

Эксперты EIA убеждены, что спустя 15 лет нефтяной сектор Америки ожидает стагнация. Специалисты поясняют свое мнение тем, что сохранению текущих рекордов производства всячески препятствуют сейчас некоторые проблемы технологического характера, которые неразрывно связаны со сланцевым углеводородным сырьем, на что делает основную ставку официальный Вашингтон.

За растущей себестоимостью барреля следует то, что снижение объемов добычи будет играть против экспансии Вашингтона на глобальный нефтерынок. За этим в свою очередь последует определенный дефицит энергетических ресурсов наряду с повышением цен на «черное золото».

Комментируя широко распространяемую сегодня в мировых СМИ информацию о старте серьезной войны за сырье между Россией и Америкой, ведущие аналитики подчеркивают, что речь идет сегодня об очередной «нефтяной петле». В связи с тем, что баррель номинируется в американской валюте, котировки нефти зависят именно от поведения доллара. Явная нестабильность, наблюдаемая в настоящее время на валютном рынке, при этом только «подливает масла в огонь».

Читайте также: Эксперты не видят американскую сланцевую отрасль в роли стабилизирующего производителя

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *