Статус русского языка в Узбекистане в 2020 году хотят изменить

06:40, 13 Май, 2020
Анна Федорова

Власти Узбекистана пересматривают роль русского языка, который планируют отменить на официальном уровне. Сейчас его применяют при деловом общении и ведении делопроизводства на равных правах с узбекским. Эксперты отмечают, что уровень демократии в азиатском государстве довольно слаб. По этой причине инициативу официального Ташкента уже сейчас рассматривают как свершившийся факт, ведь референдум реально ничего не изменит — окончательное решение уже принято правительством.

Русский язык в Узбекистане в 2020 году, статус, новый закон, штрафы

Шавкат Мирзиеев, президент Узбекистана, запланировал визит в Москву уже в июне 2020 года, что не соответствует антироссийской позиции во внутренней политике. Возможно, на встрече лидеров двух стран будет обсуждаться вопрос многочисленных трудовых мигрантов, которые ежегодно наполняют отечественный рынок труда. Ведь сегодня выходцы из Узбекистана не имеют дохода в Российской Федерации из-за режима самоизоляции, но на родину они вернуться не могут из-за отсутствия одобрения официального Ташкента. Таким образом, в рамках СНГ Узбекистан убеждает Россию в сотрудничестве и крепкой дружбе, но реально одна из сторон создает иллюзию теплых отношений.

Всего несколько недель назад стало известно о том, что до 150 нелегальных работников из Узбекистана, работавших в Подмосковье, не смогли покинуть аэропорт на самолете, оплаченном российской стороной. Причиной этого послужило отсутствие политической воли президента и правительства ближневосточного государства. Переговоры о трансфере иностранцев домой велись в течение примерно недели. И это неудивительно, ведь Ташкент устраивала ситуация, когда его граждане работали за рубежом и отправляли средства своим семьям. Совсем в другой плоскости рассматриваются проблемы, которые появились у гастарбайтеров, в результате чего они могут надолго вернуться домой. Совершенно понятно, что в Узбекистане их не ожидают высокооплачиваемые рабочие места. По этой причине возвращение большого количества граждан приведет к повышению уровня социального напряжения. Но какой смысл одной рукой обращаться к России за помощью в вопросе судьбы своих граждан, а другой — подписывать указ об ухудшении отношений с государством-партнером.

Елена, которая с рождения проживает в Узбекистане и изучала русский язык, называет невыносимой ситуацию для русскоязычных граждан страны. Уже сейчас на улицах Ташкента пропадают вывески, которые были оформлены кириллицей. Кроме этого, ей приходится в последнее время вести деловую переписку с местными чиновниками. На ее запросы приходят официальные документы, оформленные на узбекском языке. Как поступать, если в стране, где жители могли в течение полувека общаться на русском языке, идет насильственная национализация?

Общество Узбекистана разделилось на два лагеря

Если внимательно изучить текст законопроекта, предусматривающего государственных служащих Узбекистана за ведение делопроизводства на русском языке, можно понять возмущение русскоязычного населения страны. По сути, государство будет разделено на два лагеря. Документ, предложенный 29 апреля 2020 года, причинит дискомфорт большой части населения государства-члена СНГ.

Молниеносно в социальных сетях началось горячее обсуждение новой скандальной инициативы парламентариев. Инициаторы законопроекта называют его мерой по развитию узбекского языка. Этим шагом они планируют начать путь к введению алфавита на латинском языке. На деле же те, кто откажется вести делопроизводство на узбекском языке, вынуждены будут заплатить немалый штраф. И если часть общества поддержала идею, другая — рассматривает ее как проявление национализма.

Узбекистан в «языковом вопросе» использует опыт Украины и Прибалтики

Научный сотрудник Института языка, литературы и искусства Азат Ахунов называет слишком жестким возможное решение властей о штрафах за неиспользование государственного языка. Но по его словам, русскоязычным не стоит беспокоиться по поводу инициативы.  Напротив, его сфера применения с каждым днем только расширяется. Востоковед напомнил, что недавно дочь действующего президента Узбекистана Мирзиеева опубликовала пост в социальной сети «Facebook», где поделилась эмоциями от прочтенного произведения Гузель Яхиной. Но сравнительная гармония может быть нарушена в будущем. Разные политические силы уже выдвинули свои идеи относительно поддержки узбекского языка. В то же время, страны Центральной Азии в последнее время часто задумываются, на какую экономическую сверхдержаву им ориентироваться в будущем.

На сегодняшний день в Узбекистане русский язык является обязательным для изучения во всех вузах страны. Более того, его наиболее часто используют в крупных городах государства при ведении делопроизводства. По состоянию на 2017-2018 годы здесь функционировали 903 русские школы, которые посещали до 10% от общего количества учеников.

Согласно Закону «о языках», принятому в 1989 году, узбекский язык получил статус государственного, тогда как русскому отдавалась роль языка межнационального общения. Согласно последним предложениям к закону «О государственном языке», прежний статус русского языка остается в прошлом. В то же время, двенадцатая статья предусматривает употребление русского языка в документах, если гражданин потребует ознакомиться с официальной бумагой. Для этого ее должен оформить нотариус или другое лицо, обладающее правом осуществлять нотариальные действия.

На данный момент в Узбекистане русский язык имеет преимущество над государственным, особенно в сфере ведения деловой документации. Официальные представители органов юстиции считают, что текущее положение вызывает неуважительное отношение к государственному языку. В местном Минюсте заявляют, что 42-я статья Кодекса об административной ответственности предусматривает наказание за нарушение закона о государственном языке. Однако нет каких-либо санкций за неприменение государственного языка при ведении делопроизводства в государственных учреждениях.

Эксперты отмечают, что авторы законопроекта отталкиваются от успешного опыта зарубежных государств. При этом определяется государственная политика популяризации, защиты и развития узбекского. За несоблюдение правила и слабый контроль за ним гражданин несет ответственность. Кроме этого, специалисты Минюста отмечают, что теперь государственный портал, где обсуждаются перспективные нормативно-правовые акты, не будет даже рассматривать законопроекты, предложенные без версии на государственном языке. В кодексе об административной ответственности вводится новая статья 42-2. Если государственный чиновник не будет использовать узбекский в делопроизводстве, он может рассчитывать на штраф, эквивалентный 5-7 тысячам рублей.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *