Такси в России: отрасль в кризисе и будущее водителей
Сфера такси в России переживает глубокий кризис, который затронул и водителей, и пассажиров. Повышение тарифов, новые законодательные требования и обострившиеся экономические условия ведут к недовольству со стороны всех участников процесса. Водители покидают профессию, пассажиры жалуются на высокие цены, а на горизонте маячат новые, ещё более строгие требования от государства. Рассмотрим, почему кризис разрастается и как это влияет на будущее такси в стране.
Уход водителей: из такси в курьеры
За последний год стоимость километра поездки по России возросла на 10 рублей, достигнув в среднем 45 рублей. Это повышение связано не только с инфляцией, но и с новым законом о такси, вступившим в силу в сентябре 2023 года. Закон вводит жёсткие требования к водителям, такие как ограничение рабочего времени до 40 часов в неделю, обязательный медицинский осмотр, заполнение путевых листов и другие меры. Однако многие водители считают, что эти меры только усугубляют ситуацию, не оставляя времени на адекватную работу.
Читайте по теме: В Москве повышаются тарифы на такси: что ожидать пассажирам?
Сергей Кодолов, глава профсоюза такси «Добро», утверждает, что переходный период для внедрения этих требований был необходим.
«Все в один голос говорили, что нужен хотя бы пятилетний переходный период», — говорит Кодолов, подчёркивая, что таксистов в этом вопросе никто не услышал.
В результате многие водители начали покидать отрасль, переходя в смежные сферы, такие как курьерская доставка. Доходы в курьерской службе зачастую сопоставимы с такси, но условия работы могут быть более гибкими и предсказуемыми.
В крупных городах водители такси вынуждены работать по 12-13 часов в день, чтобы заработать около 100 тысяч рублей в месяц, тогда как в малых городах их месячный доход не превышает 40-50 тысяч рублей. Эти данные говорят о том, что многие таксисты начинают искать альтернативные виды заработка, где условия менее жёсткие.
Слухи о новых реформах: «самозанятость» под угрозой
Нестабильность в отрасли усиливается слухами о новых изменениях. Одно из предложений Министерства транспорта, активно обсуждаемое среди таксистов, касалось возможности обязать службы такси заключать трудовые договоры с водителями, что могло бы фактически отменить статус самозанятости для многих. Водители, ранее работавшие по упрощённой системе налогообложения, вынуждены будут перейти на более строгие условия, что ещё больше сократит их доходы и свободу выбора графика.
Несмотря на то что официально это предложение было опровергнуто, тревога среди водителей осталась. В свете общего упадка регистрации компаний и роста ликвидаций в сфере такси такой шаг может нанести очередной удар по и без того проблемной отрасли.
Новый вид страховки: безопасность пассажиров за счёт водителей
Одним из новых обязательств для водителей стало требование о приобретении полиса страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Этот полис защищает пассажиров, гарантируя им компенсацию до 2 миллионов рублей в случае ДТП, тогда как по обычному ОСАГО выплаты составляют до 500 тысяч рублей. Однако для водителей это дополнительная финансовая нагрузка — стоимость такого полиса в среднем составляет 3,3 тысячи рублей. На фоне и без того высоких затрат на обслуживание автомобиля и топливо это ещё одна причина для ухода из профессии.
Потеря «рулевых кадров»
Среди тех, кто покидает такси, немало людей, рассматривавших эту работу как подработку. Прежде всего, это бюджетники и госслужащие, которые не могут совмещать основную деятельность с самозанятостью. В дополнение автомобили, использовавшиеся в такси, теряют до 20-30% своей стоимости на вторичном рынке, что также влияет на решения водителей.
Ситуация осложняется и региональными ограничениями: в некоторых областях, например, в Ленинградской, мигрантам запретили работать в сфере легковых перевозок. Это привело к ещё большему дефициту кадров, который усиливается не только уходом водителей, но и снижением интереса к профессии.
Счёт на выживание: сколько зарабатывают таксисты
Экономические расчёты показывают, что выручка водителей от одной смены редко превышает 10 тысяч рублей. Из этой суммы значительная часть уходит на аренду автомобиля, топливо и оплату услуг агрегаторов. В итоге на руках у водителя остаётся не более 4 тысяч рублей за 11-часовую смену. При таких условиях работы многие вынуждены либо искать альтернативные источники дохода, либо увеличивать рабочие часы, что противоречит законодательным ограничениям.
Перспективы отрасли: надежда на реформы?
Очевидно, что такси в России оказалось на грани кризиса. Новые законы, жёсткие экономические условия и отсутствие долгосрочной стратегии адаптации к изменениям рынка ведут к оттоку водителей, росту цен для пассажиров и снижению качества услуг. При этом ожидания, что мигранты смогут заместить ушедшие кадры, не оправдываются в связи с региональными запретами.
Отраслевые эксперты и профсоюзы указывают на необходимость пересмотра законодательства и создания более гибкой системы, которая учтёт интересы как водителей, так и пассажиров. Пока же такси остаётся сферой, в которой работать становится всё труднее, а будущее профессии вызывает больше вопросов, чем ответов.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Tesla представляет революционное роботакси Cybercab: автомобиль без руля и педалей, который изменит будущее