В России обсуждают потенциальные меры сдерживания цен на топливо

Российские власти рассматривают дополнительные шаги для стабилизации топливного рынка на фоне нового рекорда цен на бензин и роста стоимости дизельного топлива. На совещании в Минэнерго 3 сентября обсуждалось возможное перераспределение части экспортных объемов дизеля на внутренний рынок, а также усиление контроля за автоматизированными торговыми системами. Они, по мнению экспертов, усугубляют дефицит предложения, сообщает kommersant.ru.
Резкое ускорение роста цен наблюдается с конца июля. В августе котировки АИ-95 и АИ-92 обновили максимальные значения, державшиеся с осени 2024 г. После кратковременного снижения в двадцатых числах месяца стоимость топлива вновь пошла вверх. По данным торгов на Петербургской бирже 3 сентября, тонна АИ-95 подорожала на 0,75%, до 82 380 рублей, АИ-92 — на 1%, до 70 640 рублей. Дизельное топливо достигло 62 410 рублей, что стало максимумом с начала года.
Предложения по сдерживанию цен
Ситуация осложняется активным использованием алгоритмических программ на бирже. Российский топливный союз ранее указывал, что автоматизированные системы выкупают значительные объемы топлива в первые секунды торгов, создавая дефицит для мелкооптовых покупателей. В результате добросовестные участники вынуждены приобретать продукцию у посредников по завышенным ценам. Биржа скорректировала критерии выявления таких схем, однако, по мнению аналитиков, они продолжают оказывать давление на рынок.
Читайте по теме: запрет на экспорт бензина из России продолжит действовать в сентябре
Минэнерго, по информации источников, намерено обратиться к нефтяным компаниям с предложением временно сократить экспорт дизеля по трубопроводам, чтобы часть объема поступила на внутренний рынок. Кроме того, ведомство призвало участников торгов совершать закупки равномерно, поскольку производители готовы реализовывать топливо дешевле при стабильном спросе. Одновременно обсуждается введение дополнительных мер против алгоритмических торговых систем, включая залоговые требования и технические ограничения.
Что будет с рынком топлива
По оценкам специалистов, для охлаждения рынка в период уборочной кампании достаточно дополнительно направить около 300 000 тонн дизтоплива. Снижение экспорта всего на 2–3 процентных пункта могло бы существенно стабилизировать ситуацию, учитывая, что порядка 40% объема российского дизеля традиционно отправляется за рубеж. Однако перенаправление может начаться не ранее октября, так как сентябрьские поставки уже полностью расписаны.
Правительство ранее продлило эмбарго на экспорт бензина, которое действует до конца сентября для производителей нефтепродуктов и до конца октября для остальных экспортеров. Однако, по оценкам экспертов, эта мера оказала ограниченный эффект на ценовую динамику. Дальнейшее развитие ситуации на рынке во многом зависит от сроков завершения ремонтов на НПЗ и восстановления объемов производства.
Ранее на сайте pronedra.ru писали, что поборются за демпфер – нефтяные компании будут сдерживать цены на бензин