Вуз как Голгофа: почему получение высшего образования для выпускников в России стало полосой препятствий
Работа приемной комиссии в текущем учебном сезоне завершается. Она сопровождалась сложностями, затрагивавшими различные категории выпускников, включая победителей олимпиад. Поступление в вузы некоторые сравнивают с походом на Голгофу или преодолением полосы препятствий. Почему возникают сложности, сообщает Lfe.ru.
Распределение интереса к вузам
В 2024 г. вузы, согласно официальной статистике, получили около 2,8 млн заявлений от 1 млн абитуриентов. За бюджетные места шла высокая конкуренция, отмечал Михаил Мишустин, премьер-министр РФ. Всего таких позиций было 62 000.
Традиционно абитуриенты стремятся попасть в столичные и крупные мегаполисы, рассчитывая на более престижное образование и лучшие перспективы трудоустройства. В то же время региональные учебные заведения, часто считающиеся менее престижными, объявляют дополнительные наборы, привлекая студентов. В некоторых случаях уровень подготовки специалистов в таких вузах может быть даже выше, чем в столичных.
Однако борьба за места в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга обусловлена тем, что три четверти бюджетных мест предоставлены регионам. Региональные университеты, несмотря на предоставленные возможности, часто сталкиваются с недобором студентов. Причинами этого, по мнению экспертов, являются неэффективная система профориентации, недостаточная реклама региональных вузов и стигматизация среднего профессионального образования.
Также стоит отметить, что значительное количество абитуриентов воспользовались возможностью пересдать экзамены. Более 100 000 человек пересдали один из экзаменов, что позволило 73% из них улучшить свои результаты и тем самым усилить конкуренцию.
Полоса препятствий для олимпиадников и целевиков
Отмечаются сложности с поступлением у победителей олимпиад. Особое внимание привлёк скандал, связанный с Сеченовским университетом, который считается одним из ведущих медицинских вузов страны. Около 100 призёров и победителей олимпиад не смогли поступить на бюджетные места, несмотря на наличие статуса «без вступительных испытаний». Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, была предложена лишь платная форма обучения, стоимость которой превышает 5,5 млн рублей за шестилетний курс.
Впоследствии ректор Сеченовского университета Пётр Глыбочко заявил о готовности принять всех оставшихся победителей олимпиад, однако ситуация оставила неприятный осадок. Александр Чаусов, эксперт в области образования, отметил, что университетам не всегда выгодно принимать такое количество олимпиадников, поскольку это затрудняет распределение мест. Нынешняя практика проведения олимпиад требует реформирования, чтобы предотвратить подобные проблемы в будущем, приводят мнение экспертов журналисты pronedra.ru.
В Министерстве образования и науки России пообещали устранить ситуацию, при которой большинство бюджетных мест занимают победители олимпиад. В ближайшем будущем планируется пересмотр правил приёма, а также обновление перечня олимпиад и их уровней. В частности, некоторые олимпиады могут быть понижены до третьего уровня, что, вероятно, лишит их победителей права поступать на бюджетные места без вступительных испытаний.
Согласно данным Минобрнауки, в 2024 г. было выделено 145 000 мест по программе целевого обучения. Эта форма поступления предусматривает, что будущий специалист, получивший место по целевой квоте, обязан проработать на предприятии, предоставившем ему направление, не менее трех лет.
Постепенно вводятся изменения в процесс целевого набора. В этом году абитуриенты могли выбирать предложения от работодателей через цифровую платформу «Работа России», что должно было упростить процесс. Однако, несмотря на потенциальные преимущества, реализация новой схемы столкнулась с множеством проблем. Многие заявки работодателей были признаны недействительными из-за ошибок при их формировании, что лишило абитуриентов возможности воспользоваться преимуществами целевого обучения.
Сложности приемных комиссий
Отчёты абитуриентов указывают на затяжные сроки обработки заявлений и многочисленные задержки. Основной причиной затруднений стали не технические сбои на платформах, таких как «Госуслуги», а банальная перегруженность вузов, которые не успевают обрабатывать большое количество обращений.
По мнению экспертов, вузы должны пересмотреть распределение своих рабочих ресурсов и рассмотреть привлечение временных сотрудников, включая студентов, в пиковые периоды. Также рекомендуется улучшить организацию работы приёмных комиссий во избежание подобных проблем в будущем.
В ответ на скандалы вузы продлили приём документов до 29 августа и открыли дополнительные 5 800 бюджетных мест, в основном в региональных учебных заведениях, которые ранее не пользовались популярностью у абитуриентов. Эти вузы, несмотря на наличие достойных программ и специализаций, таких как радиоэлектроника в Томском и Омском университетах, часто испытывают трудности с набором студентов.
Эксперты о проблемах вузов
Одной из проблем высшего образования в России, по мнению эксперта Сергея Комкова, является распространение Болонской системы, что привело к увеличению коррупции и снижению качества образования. По его словам, многие дипломы, выданные в России, не признаются за границей, что приводит к необходимости сдачи дополнительных экзаменов для их признания. Комков отмечает, что система, созданная для упрощения признания дипломов в международной практике, оказалась неэффективной.
На фоне таких проблем абитуриенты начинают активно защищать свои права через суд. В этом году имел место случай, когда студент из Омска добился правды в суде, получив признание неправомерности отказа в переводе на бюджетное место. Юрист Галина Бланкова отмечает, что, хотя случаи подачи исков от студентов пока редки, с началом нового учебного года число таких обращений может возрасти. По её словам, нередко разбирательства заканчиваются досудебным урегулированием.