БелАЭС: энергетический и политический проект

17:26, 29 Май, 2017
Планы запуска первой белорусской АЭС, вынашиваемые Минском ещё с девяностых годов, через несколько лет будут полностью реализованы. Проект станции получил диаметрально противоположные оценки в самой Беларуси и на международном уровне. Некоторыми сторонами белорусская стройка рассматривается исключительно как геополитический ход России и как рискованная затея с точки зрения ядерной безопасности.

Энергетические перспективы Беларуси

Россия не просто воплощает в жизнь проект Белорусской АЭС, но и финансирует его исполнение путём выделения кредитных средств, исчисляемых миллиардами долларов. Пронедра писали ранее, что Белорусская АЭС является одним из двух проектов «Росатома» за рубежом, которые вышли на стадию практической реализации. Всестороннее участие Москвы с привлечением белорусских субподрядчиков даёт надежду на то, что планам суждено будет сбыться в установленные временные рамки.

Из-за технических и организационных препятствий сроки запуска станции менялись, однако старт эксплуатации первых атомных мощностей республики — уже не за горами. В соответствии с проектом строительства Белорусской атомной электростанции, реализуемым российским «Атомстройэкспортом», первый реактор будет введён в эксплуатацию уже в 2019 году, второй заработает годом позже. Предполагается, что запуск Белорусской атомной станции даст республике возможность не только удовлетворить свои потребности в электроэнергии, но и получить статус энергетического экспортёра уже в 2020-х годах. Хотя поставки в Литву и Польшу могут быть проблематичными по причинам, которые мы упомянем ниже, данные направления экспорта представляются достаточно вероятными.

Поспособствуют белорусскому энергоэкспорту нерешённые вопросы с запуском АЭС в Литве и Польше, а также географическая близость государств. Кроме того, в соответствии с требованиями Евросоюза, в Польше и Литве может закрыться часть тепловых электростанций из-за нарушений экологических нормативов, что, в свою очередь, чревато возникновением энергетического дефицита. Также в качестве потенциального рынка сбыта рассматривается Швеция, где активизировались протесты «зелёного» движения, представители которых потребовали законсервировать атомные мощности страны. В Германии создаётся аналогичная ситуация.

Очевидно, Белоруссия — единственная страна, которая сможет наладить поставки энергии в страны балтийского региона. Напомним, в Минэнерго Беларуси уже заявили о масштабных планах энергетического экспорта в Европу. Тем не менее, если противники проекта в странах-импортёрах возьмут верх, возможно, белорусские поставки останутся невостребованными на внешних энергорынках.

Литовско-польский протест

Несмотря на перспективы, которые открываются для Беларуси на энергетических рынках Европы, реализации её возможностей вполне способна помешать позиция Литвы. Если ситуация не изменится к лучшему, то экспорт энергии будет исключён не только в эту страну, но и в Швецию, куда физически поставки возможны только через литовскую территорию. Опасения пессимистов подтвердились в апреле 2017 года, когда литовский парламент принял закон о запрете импорта энергии, которая будет выработана на Белорусской АЭС. Под действие закона подпадает не только белорусская станция, но и все атомные мощности соседних с Литвой стран, которые не соответствуют требованиям её радиационной, экологической и национальной безопасности. В Минэнерго Литвы прокомментировали принятие закона, отметив, что в настоящее время в качестве таких угрожающих объектов рассматриваются Белорусская и Балтийская атомные станции.

В свою очередь, Даля Грибаускайте, президент Литвы, поясняя свою позицию, даже не пыталась как-либо завуалировать отношение к белорусскому проекту, прямо назвав АЭС российским геополитическим проектом, который направлен против Вильнюса. В частности, Москва пытается таким образом не только оказывать давление на Литву и шантажировать её, но и препятствовать углублению её евроинтеграции. По мнению главы государства, литовцы должны любыми путями остановить белорусское строительство.

В намного более дипломатичные и конкретные формулировки облёк претензии Вильнюса представитель профильной комиссии сейма Линас Бальсис. Он отверг неоднократно высказывавшиеся версии Минска о том, что вопросы, которые задаёт Литва, носят политический характер. Парламентарий подчеркнул, что тревога Литвы вполне обоснована — в нескольких десятках километров от её столицы возводится ядерный объект, строительство которого началось без утверждённой документации и в условиях отсутствия нормального информирования стран-соседей о ходе работ. Литва обеспокоена рядом вопросов, таких, как критерии выбора сейсмически опасной островецкой площадки для возведения станции и отсутствие защиты объекта от возможного падения самолёта. Несмотря на то что белорусская сторона сообщает о проведении стресс-тестов, достоверность их результатов проверить невозможно, подчеркнул представитель парламента.

В целом за противодействие белорусским планам литовцы взялись основательно — они активно пытаются подключить к этой работе представителей стран Евросоюза и других государств, в том числе и самих белорусских общественников. Так, в апреле 2017 года эксперты и политики из ряда государств, заинтересованные в прекращении строительства АЭС, собрались на обсуждение проблемы в рамках дискуссии «Островецкая АЭС. Можно ли ещё остановить проект? Взгляд из ЕС, Литвы и Беларуси», которая прошла в Европейском информационном бюро литовского сейма.

В роли инициаторов обсуждения выступили европейские парламентарии из состава «зелёных». Участники мероприятия оказались единодушны в своём мнении — они посчитали, что проект должен быть свёрнут, поскольку его реализация угрожает безопасности не только Литвы, но и Европы в целом. По большей части в ходе совещания высказывались представители Литвы, хотя были приглашены в том числе делегаты от Евросоюза, Германии, Польши, других стран, включая активистов из Беларуси.

Один из самых высокопоставленных гостей мероприятия — член Европарламента Ребекка Хармс — сравнила конфликт, связанный с Белорусской АЭС, с аналогичными противоречиями между Германией с одной стороны и Бельгией и Францией с их атомными мощностями, расположенными у границ ФРГ — с другой. Она одобрила решение литовцев заблокировать закупки белорусской и российской электроэнергии, однако при этом и обратила внимание Вильнюса на необходимость отказаться от реализации собственной программы возведения атомных станций.

Белорусский МИД же официально прокомментировал лишь позицию Вильнюса, связанную с назначением специального посла Литвы по координации вопросов касательно строительства станции. В белорусском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что, если Литва пошла на такой шаг для налаживания диалога, то подобная инициатива будет приветствоваться. Если же целью назначения дипломата является дальнейшая политизация вопроса и перенос дискуссии о строительстве станции на площадки, не имеющие отношения к атомной отрасли или к решению экологических проблем, то такой шаг будет расцениваться как контрпродуктивный.

Литва уже не раз выступала категорически против строительства белорусской станции, приводя при этом в качестве основного аргумента нарушение международных стандартов при реализации данного проекта. Хотя Вильнюс нашёл понимание своей позиции в ряде международных институтов, фактически напрямую его поддержала лишь Польша. Удивительно созвучной с литовскими высказываниями оказалась позиция поляков, что стало известно после того, как в польской неправительственной организации «Центр анализа пропаганды и дезинформации» озвучили своё видение целей России при реализации проекта Белорусской АЭС. В центре полагают, что станция обустраивается в том числе для наращивания российского влияния и давления в регионе.

В организации провели аналогии между тем, как станция повлияет на энергетическую безопасность региона и тем, что, по мнению поляков, российская сторона в течение двадцати лет подрывала боеспособность крымских подразделений украинской армии. В центре добавили, что речь идёт не только об энергетической безопасности, но и об угрозах, исходящих от террористов, для которых такой объект может быть достаточно привлекательным. Также в сообщении организации подчёркивается вопрос рисков для политической безопасности региона в связи с тем, что для усиления охраны станции в Беларусь могут быть переброшены российские войска. Польская сторона считает, что не исключено и возможное провоцирование напряжённости в отношениях Литвы и Польши для предотвращения выработки согласованной позиции этих стран, касающейся белорусской станции.

Белорусские политологи уверены, что на самом деле литовская и отчасти польская стратегии были вызваны не одной, а сразу несколькими причинами. Первой они считают антибелорусские и антироссийские настроения, подогреваемые консервативными силами. В роли второй причины выступила отложенная реализация строительства литовской АЭС в Висагинасе, которое планировалось с участием японских, американских корпораций, а также при поддержке Латвии, Эстонии и Польши. Однако вследствие отсутствия финансирования судьба проекта остаётся под вопросом. Кроме того, по результатам референдума 2012 года выяснилось, что большая часть литовцев выступает против строительства АЭС у себя в стране. Таким образом, проект Белорусской АЭС, успешно реализуемый при помощи дешёвого российского кредита, воспринимается литовскими властями как серьёзный конкурент пока несбывшимся атомным планам Вильнюса.

Политизация проекта внутри республики

Впрочем, первые протесты против строительства станции начали звучать не в других странах, а в самой Беларуси. Общественность, в частности, возмутилась тем, что российская сторона после запуска станции получит определённые политические преимущества за счёт Беларуси. Итак, идея возведения станции в Беларуси является вовсе не экономическим проектом, а задачей военно-политического характера — сообщение об этом сделали участники общественной инициативы «Островецкая атомная — это преступление». Проект АЭС — это своеобразный способ Москвы инкорпорировать Беларусь, угроза суверенитету и независимости республики. Активисты сослались на статью 18 Конституции Беларуси, в которой утверждается о безъядерном курсе государства, а также о его нейтральном статусе. Исходя из положений Конституции, возведение АЭС недопустимо. Тем не менее, белорусский Совбез в 2008 году принял закрытое решение о запуске проекта, а с гражданами данный вопрос полноценно не обсуждался. Общественные слушания, которые власти провели в 2009 году в Островце, жёстко контролировались властями, и активисты не получили возможности выступить на них, подчеркнули общественники.

Один из ярких представителей движения противников строительства, белорусский физик-ядерщик Андрей Ожаровский, считает, что вопрос возведения АЭС изначально являлся политическим, поскольку экологическая опасность и проблемы экономического характера были очевидны ещё до реализации проекта. По мнению исследователя, целью проекта является усиление зависимости Минска от Москвы. В частности, кредитные средства в размере $10 млрд, выделенные на финансирование строительства, являются неподъёмными для белорусской стороны и потому приводят к увеличению степени финансовой зависимости последней, которая может вызвать и зависимость политическую, ко времени, когда придётся погашать заём.

После того, как АЭС запустят, появится ещё одна зависимость — от поставок российского ядерного топлива и технологий. При этом Ожаровский признал, что вполне понимает мотивы Москвы, однако причина согласия властей Беларуси на воплощение идеи возведения АЭС в жизнь осталась для него загадкой. Минск сделал немало шагов для того, чтобы политизировать проект. В частности, одним из таких действий является отказ от выполнения требований Конвенции ООН по оценке воздействия на окружающую среду, а также Конвенции по участию общественности в принятии экологически значимых решений. Позиция Минска вряд ли является случайной, уверен учёный.

Спор об угрозах безопасности

Справедливости ради стоит отметить, что риторика некоторой части белорусских активистов-противников строительства станции, в отличие от заявлений ряда своих коллег, а также представителей Литвы и других стран Евросоюза, базируется вовсе не на идее необходимости противодействия российской геополитике, но непосредственно на предположениях об угрозах радиационной и экологической безопасности, которые, по мнению общественников, принесёт с собой будущая станция. К примеру, Татьяна Новикова, белорусский эколог и координатор кампании, направленной против возведения станции, считает, что реализация проекта строительства АЭС связана с рядом опасных проблем, решить которые уже невозможно.

По данным Новиковой, непосредственно строительные работы на площадке начались при отсутствии архитектурного проекта. Участки бетонировались с нарушением действующих норм и с применением неизвестных марок бетона, не исключены были коррупционные злоупотребления и хищения. Также специалист отметила, что в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, атомные станции нельзя строить ближе, чем за 100 километров от крупных населённых пунктов. До Вильнюса же от площадки Белорусской АЭС — порядка 50 километров. Таким образом, непосредственно выбор площадки уже был произведён с нарушениями.

Критически отнеслись к выбору места строительства станции и другие общественники. В качестве доказательств своей правоты активисты привели ряд доводов, в том числе преобладание в районе застройки ветров восточного направления, которые в случае аварии могут способствовать быстрому радиационному заражению других регионов. Указывается также на имевший место в 1908 году факт семибалльного землетрясения в зоне будущего объекта, на небольшое — около 40 километров — расстояние до рекреационной зоны озера Нарочь и 6 километров — до реки Вилия, вода из которой используется для водоснабжения не только Минска, но и Вильнюса. Также в ходе конференции общественников «Островецкая АЭС — новый Чернобыль?» было заявлено, что станция будет построена возле скотомогильника, в котором были захоронены животные, умершие от сибирской язвы. Предполагается, что в процессе строительства может измениться движение грунтовых вод с угрозой занесения болезнетворных спор в питьевые горизонты.

Татьяна Новикова акцентировала внимание на том, что угрозы безопасности связаны не только с процессом строительства, но и качеством, а также состоянием оборудования, устанавливаемого на станции. Она отметила, что проект Белорусской АЭС идентичен проекту Новоронежской АЭС, один из реакторов которой был запущен в 2016 году. В том же году был зарегистрирован случай отказа генератора энергоблока, что потенциально могло привести к радиационной аварии. Генератор аналогичной конструкции уже установлен на белорусском объекте.

Однако проблема генератора представляется не настолько серьёзной, как возможные аварии, которые, по убеждению активистов, могут быть вызваны повреждениями корпуса реактора, первоначально предназначенного для энергоблока № 2. Напомним, в апреле 2017 года на Белорусской АЭС был установлен корпус реактора № 1. В общей сложности это была вторая попытка обустройства энергоблока. Корпус для первого блока в июле 2016 года был повреждён после того, как упал с высоты в четыре метра. Аварийная ситуация произошла и с корпусом энергоблока № 2, которым администрация проекта решила заменить повреждённый. Во время транспортировки корпус был ударен об опору контактной сети на железной дороге. Тем не менее, он был установлен по назначению и занял место в первом энергоблоке станции.

По мнению же активиста антиядерной кампании, ядерщика Андрея Ожаровского, большая масса корпуса — в пределах 330 тонн, могла утратить в прочности в сварных швах. В свою очередь, доктор технических наук и активист Георгий Лепин подчеркнул — отклонения от требований правил транспортировки может сказаться на работе реактора, так как микродефекты корпуса могут сделать его уязвимым для постоянного потока нейтронов во время эксплуатации. Позицию учёного поддержал кандидат технических наук Юрий Воронежцев. Он также предположил, что российский «Атоммаш» — производитель корпуса реактора — мог допустить ошибки при сборке, так как такие изделия не выпускались предприятием последние тридцать лет. Что касается второго энергоблока, то его оснастят корпусом реактора, который предназначался для установки на Балтийской станции, о чём проинформировало Минэнерго Беларуси.

В министерстве также попытались дать разъяснения в ответ на часть вопросов, которыми задаётся недовольная общественность и заверили, что во всех аспектах строительства и предстоящей эксплуатации АЭС вопросы безопасности решены в полном объёме. В ведомстве акцентировали внимание на том, что, в отличие от литовских властей, которые выбрали площадку для возможного строительства Висагинской АЭС без серьёзных исследований, Минск провёл титаническую работу с целью изучения пригодности Островецкого района для возведения станции.

В проектной организации «Белнипиэнергопром», представители которой принимали участие в работе соответствующей комиссии, отметили, что подбор площадок для АЭС стартовал ещё в 1992 году. Было выбрано 72 потенциальных района размещения объекта, которые постепенно «отсеивались», исходя из соображений касательно охраны природы, водоснабжения станции и сейсмики. Основные выбранные площадки находились в Могилёвской области, однако в итоге уже в двухтысячных годах был сделан вывод об угрозе образования трещин в породе и ослаблении несущей способности грунтов в силу природных причин в регионе, а потому начался поиск других районов строительства. В результате комиссия остановилась на островецкой площадке, которая первоначально была отбракована по требованию военных.

В свою очередь, в Национальной Академии наук республики заявили — несмотря на то, что в этом регионе в двадцатом веке всё же случилось землетрясение, в настоящее время и в обозримом будущем опасная сейсмическая активность в данной зоне исключена. В любом случае проект станции предусматривает противодействие землетрясению силой 8 баллов. При определении места размещения АЭС был выбран монолитный участок, на котором нет никаких разломов. Уточняется, что по требованиям МАГАТЭ запрещается строительство атомных мощностей на площадках с уровнем сейсмичности в 9 баллов, а также на участках с угрозой подмыва грунтов и образования карстов, возникновения селей и наводнений. В этом плане Островецкий район выглядит абсолютно безопасным. Взаимодействие же станции с озером Вилия будет осуществляться лишь в одностороннем режиме — для забора воды в замкнутую систему, то есть сброс отработанной жидкости в акваторию не предусмотрен.

По большому счёту, своеобразную черту в споре провёл основной уполномоченный орган и главный регулятор в сфере атомной энергетики — МАГАТЭ, заявивший, что не имеет претензий к проекту строительства. Позиция организации была подтверждена по результатам проверки объекта, которая проводилась в январе 2017 года. В докладе агентства утверждалось, что белорусы предусмотрели все возможные меры безопасности для защиты АЭС от опасных факторов. Заявления экспертов организации, а также резкий тон высказываний на антироссийскую и антибелорусскую тематику тех же литовских властей дают основания предположить, что претензии противников строительства АЭС к вопросам безопасности могут носить политический характер и иметь мало общего с вопросами реальной ядерной безопасности.

пронедра.ру

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *