Черная энергетика: когда в России запретят открытую перевалку угля?
Угольная промышленность России важна и нужна, но порой угольщики создают невыносимые условия для тех, кто живет в непосредственной близости к карьерам и портам, откуда отгружается уголь. Для тех, кто не знает, Россия экспортирует черный уголь из двух десятков своих портов, и везде этот процесс тянет за собой шлейф мелкодисперсной всепроникающей черной пыли.
Законодатели уже делали пару попыток запретить перевалку угля открытым способом, но безуспешно. Запрет такой деятельности парализовал бы экспорт, ведь до сих пор закрытых погрузочно-разгрузочных угольных терминалов в стране не построено. Государство и стивидоры в этом плане не могут определиться, за чей счет будет проводиться строительство важной инфраструктурной ветви.
Максимум, на что соглашаются стивидоры — установка т. н. пушек, чьей задачей является улавливание частиц угольной пыли. Однако устройство это совершенно бесполезное, уверяет местное население портовых городов: пыль от угля вездесущая, и от пушек ее меньше не становится.
В случае законодательного запрета открытой перевалки казна страны не досчитается десятков (если не сотен!) миллиардов рублей. А на дальневосточном побережье перевалка угля в порту — единственный способ держать местный бизнес на плаву. Но и протесты людей, не желающих дышать угольной пылью, тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Открытая перевалка угля и Парижское климатическое соглашение
В 2015 году страны мира выступили единым фронтом, обязавшись снизить выброс парниковых газов в атмосферу с целью удержания роста температуры. Глобальное потепление взяло такой темп, что пора призадуматься о его причинах. Россия как одна из самых больших государств на планете не может остаться в стороне от такой инициативы, поэтому рано или поздно у нас проявятся политические изменения в связи с изменением климата.
К тому же, мир все меньше заинтересован в угле: в XXI веке ископаемое обходится дороговато, учитывая экологические и политические аспекты. Европа и Азия без стеснения говорят о том, что дни черного угля в энергетике сочтены, пора переходить на альтернативные источники энергии. Китай придерживается собственной программы снижения потребления угля, уже в 2027 году ископаемое будет никому не нужно, а старые угольные станции законсервируют навсегда.
Россия поддержала Парижское климатическое соглашение, дав новый импульс развитию энергоемких технологий и объединив подписантов в их борьбе с глобальным потеплением. Но что это означает для бизнеса в самой России?
Парижское соглашение запустило процесс дивестиций в России
Подписание международного документа — Парижского соглашения — обязывает страны предпринимать определенные шаги для воплощения планов в жизнь. В России инвесторы начали ощущать на себе климатически-политическое движение: начался процесс дивестиций. Это когда из предприятий, занимающихся экологически вредными проектами, изымают инвестиции.
В России банки пока что продолжают работать с угольными компаниями, но объем средств понемногу снижают. На Западе все гораздо интенсивнее и масштабнее: там крупные банки просто выходят из угольных проектов, в 2015 году такое пример подали BNP Paribas, Crédit Agricole и Société Générale, выступившие против добычи угля в австралийском Галилейском бассейне. Норвежский пенсионный фонд и страховая компания Allianz (ФРГ) тоже не оказывают финансовой поддержки угольщикам.
В 2017 году экологи создали для инвесторов базу данных CoalExit о зубрах мировой угольной индустрии. Российская «Интер РАО» тоже в списке: предприятие владеет угольными станциями на 8000 МВт и планирует строительство еще нескольких для увеличения мощности еще на 4250 МВт.
Тем временем, дальневосточные порты в лихорадочном темпе экспортируют уголь всюду: пока черная энергетика не схлопнулась, нужно заработать по максимуму. Жаль, что при этом на экологические нормы и население стивидорам совершенно наплевать.