Диплом через ChatGPT: можно ли прибегнуть к помощи нейросети
В преддверии защиты дипломных работ несколько университетов внезапно обратили внимание на использование нейросетей и дали студентам зеленый свет для этого. Теперь официально в выпускных работах отдельных вузов можно использовать для создания контента даже ChatGPT. Можно ли действительно писать диплом через ChatGPT и какие учреждения дали добро, сообщает «Фонтанка».
ChatGPT как помощник при написании диплома
Все началось с того, что студенты быстро подхватили тренд на нейросети и научились ими пользоваться. Он приобрел особую актуальность после случая студента РГГУ Александра Жадана, который успешно защитил свой диплом, написанный при помощи ChatGPT всего за 23 часа.
Несмотря на то что не все шло гладко с первого раза, и пришлось провести обучение нейросети, система «Антиплагиат» вузов оценила текст работы на 82% оригинальным. Тем не менее некоторые пользователи высказали желание лишить Жадана диплома за использование чат-бота. В ответ на это РГГУ оставил выпускнику диплом, но запретил использовать чат-ботов для студентов в будущем.
Вслед за этим министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выступил с заявлением, что необходимо не наказывать студента, а пересматривать подходы к оценке знаний. Этот инцидент послужил толчком к поиску новых методов оценки знаний вузовскими сообществами.
Среди первых университетов, которые официально утвердили правила использования нейросетей, оказался Северный (Арктический) федеральный университет в Архангельске. Согласно новому приказу, студенты могут использовать искусственный интеллект для написания до 40% содержания дипломных работ. Однако превышение этого порога не является гарантией отчисления. Представители университета пояснили, что хоть автора работы все равно допустят к защите, комиссия будет более строго оценивать его работу.
В московском педагогическом университете также разрешили использовать искусственный интеллект в качестве инструмента для анализа контекста, поиска идей и материала. Согласно документу «Положение о проведении итоговой аттестации», информацию, предоставленную нейросетью, студенты должны подтвердить и дополнить более надежными источниками, а также указать модель и версию нейросети.
Можно ли писать через нейросеть: отношение остается противоречивым
В Высшей школе экономики (ВШЭ) был проведен конкурс на использование искусственного интеллекта при подготовке дипломных работ. Победителей этого конкурса ждут стипендии в магистратуре и аспирантуре, включая петербургский кампус. Представители ВШЭ объяснили, что такие меры связаны с тем, что студенты уже активно используют искусственный интеллект:
- около 43% — в своей работе;
- 56% — для докладов;
- 33% — для написания рефератов;
- 29% — для эссе.
По словам представителей пресс-службы питерской ВШЭ, если студент использовал чат GPT для написания своей работы, и это будет обнаружено преподавателями, его работу могут не засчитать. Однако если он честно объяснит, как и для каких целей использовал искусственный интеллект, его работу не только зачтут, но еще и поощрят. Подобный подход применяется и в Тюменском государственном университете, отмечают журналисты pronedra.ru. Если студент детально объяснит, как и для каких целей использовал нейросети, а также подтвердит это источниками, его работу оценят положительно.
Отношение вузов к ChatGPT
В петербургских университетах различаются подходы к использованию ИИ в процессе написания дипломных работ. В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ), несмотря на отсутствие конкретных регламентов, ввели дискуссию о этичности использования нейросетей в научных исследованиях. Комиссия философов вынесла свое решение: если студент делегировал часть работы нейросетям, то ему следует честно раскрыть это и указать, что именно выполнил робот. В таком случае, если ясно виден вклад студента, то вопросов к нему не возникает, по крайней мере, с этической точки зрения.
Военно-морской инженерный университет (ВОЕНМЕХ), напротив, придерживается консервативного и бескомпромиссного подхода. Проректор университета Александр Шашурин подчеркнул, что дипломная работа должна быть выполнена обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя, без использования ИИ. Однако если случится прецедент с использованием нейросетей, университет готов корректировать свои правила в соответствии с требованиями. Некоторые ситуации могут считаться исключением, например, если студенты генерируют изображения с помощью ИИ.
В Петербургском технологическом институте (Технологический институт) подход к использованию нейросетей более гибкий. Ректор университета Андрей Шевчик подчеркивает, что важно, чтобы студенты осознавали, каким образом они достигли конечного результата с помощью ИИ. Для этого важно иметь понимание процесса и осмысление целей. В институте полагаются на компетентную комиссию, которая оценивает работу студентов, учитывая использование нейросетей.
В Технологическом институте также разрабатывается система антиплагиата, которая будет отслеживать процент текста, написанного при помощи ИИ. Руководство института подчеркивает, что легко определить текст, написанный с использованием ИИ, благодаря характерному стилю и особенностям текста, сгенерированного нейросетью.
В ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) относятся к использованию искусственного интеллекта скорее положительно, чем отрицательно. Университет считает, что если студент смог успешно использовать ИИ для написания своей работы и продемонстрировать это на защите, то он имеет право на получение степени бакалавра.
Однако в университетах подчеркивают, что использование ИИ не освобождает студентов от ответственности и работы. Даже если код был сгенерирован нейросетью, студент все равно должен проверить его работоспособность и обосновать его использование. По мнению ректора ИТМО Алексея Итина, возможно, в будущем дипломы будут представлены в формате конкретных продуктов, отражающих конкретные задачи.