Евросоюз назвал «Южный газовый коридор» стратегически важным проектом
«Южный газовый коридор» – активно создаваемый сегодня маршрут для транспортировки природного газа из Азербайджана в Евросоюз – представляет собой стратегическую важность для обеспечения энергобезопасности всего Евросоюза. С соответствующим заявлением выступил во вторник вице-президент ЕК по энергетическому союзу Марош Шефчович.
Новый газопровод ЮГК, общая протяженность которого составит 3,5 тысячи километров, даст возможность обеспечивать поставки Европе природного газа, добычу которого ведут на территории шельфа Каспийского моря.
Составные части ЮГК:
- TANAP (Трансанатолийский трубопровод);
- TAP (Трансадриатический трубопровод);
- Южно-Кавказский газопровод.
В качестве ресурсной базы на первом этапе специалисты рассматривают месторождение «Шах-Дениз», расположенное на шельфе Каспийского моря. Запасы его составляют 1,2 триллиона «кубов» природного газа. Общую стоимость реализации проекта по строительству ЮГК специалисты оценили в конце минувшего года в 41,5 миллиарда долларов.
«Помогая в диверсификации наших поставок энергии и маршрутов ее доставок, проект «Южный газовый коридор» представляет собой, разумеется, стратегическую важность для общей энергетической безопасности всего Европейского союза. В том числе и наиболее уязвимых его территорий, которыми являются сегодня Южная Италия и Юго-Восточная Европа», — заявил г-н Шефчович.
Официальный представитель Еврокомиссии выразил при этом надежду на то, что каспийское «голубое» топливо доберется до ЕС к 2020 году. По словам вице-президента ЕК, долгосрочной целью в Евросоюзе является успешное формирование общеевропейского рынка энергетики, который будет основываться на свободной торговле, здоровой конкуренции, а также на разных источниках энергии и маршрутах ее доставки.
ЮГК как попытка обойти Россию
По итогам прошлого года при довольно немалом объеме инвестиций в месторождение «Шах-Дениз» Республике Азербайджан удалось добыть лишь 10,2 миллиарда «кубов» природного газа. На экспорт он мог поставить отсюда не более чем девять миллиардов кубометров.
«Для загрузки TANAP наряду со стремлением выйти на поставку Европе еще по меньшей мере 10 миллиардов «кубов» официальный Баку должен располагать экспортной мощностью на уровне не ниже 27-32 миллиардов кубометров газа, — поясняют эксперты. — В лучшем случае страна сможет достичь уровня в 18 миллиардов, причем произойдет это не раньше, чем к 2020-2022 годам».
Из прогноза следует, что в течение ближайших пяти лет газа азербайджанского производства будет хватать только для того, чтобы обеспечивать тот спрос, который наблюдается со стороны Турецкой Республики. Кто-то скажет, впрочем, что и такой результат успешный – не так для Баку, как для Анкары, которая ослабляет сегодня свою зависимость от российского концерна «Газпром». Цифры, однако, свидетельствуют об ином.
Из 50 миллиардов кубометров ее потребления около 24-25 миллиардов – это поставки России. Еще 10 следуют из Ирана. Все остальное турецкая сторона закупает, где удастся. Именно серьезный дефицит «голубого» топлива и стал в свое время основанием для согласия на первую нитку «Турецкого потока», говорят аналитики. После завершения ее строительства из Российской Федерации начнет поступать ежегодно дополнительный объем – на уровне 15,75 миллиарда «кубов» топлива.
Турцию совершенно не устраивает, однако, что ее газовая зависимость от России выйдет на показатель в 80 процентов, что автоматически поставит под полный контроль официальной Москвы весь процесс дальнейшего развития промышленности республики.
Читайте также: Германия вложит 1,2 миллиарда евро в строительство «Южного газового коридора»