Иностранные бренды массово уходят из России. Что ждет нас дальше?
В последние дни многие ведущие производители бытовой техники ограничили или приостановили деятельность в России. Apple, ASUS, Bosch, Canon, Epson, LG, Samsung, Sony и другие остановили, поставки, розничные продажи, инвестиции в новые проекты или вовсе задумались о полном уходе с российского рынка.
Розничные сети продают остатки, но из-за ажиотажного спроса и девальвации рубля цены в магазинах сильно выросли. Мелкая бытовая техника в среднем прибавила 30-50%, по отдельным позициям цены выросли вдвое и более. В условиях дефицита отдельные ритейлеры и продавцы на маркетплейсах успели переписать ценники по несколько раз, а сеть DNS даже подверглась проверке ФАС.
Несмотря на этот факт, по данным аналитиков Mobile Research Group, спрос на бытовую технику и электронику в последнюю неделю февраля вырос в 3-5 раз, по отдельным брендам продажи в марте прибавили 150 и более процентов. В такой ситуации у каждого возникает резонный вопрос, что делать и какое будущее ждет нас.
Курс на естественное импортозамещение
В настоящий момент велик риск полной остановки поставок бытовой техники европейских, японских и американских брендов. Причиной являются не только введенные санкции против РФ и решение руководства, но и серьезные проблемы с логистикой. Аналогичная судьба ждет и те товары, которые собираются на предприятиях на территории РФ из импортных комплектующих.
Сложилась классическая ситуация, в которой импортозамещение является естественным процессом, а не политическим решением. В выигрыше оказываются бренды с российским участием, собирающие бытовую технику из китайских компонентов, а также сами производители из Поднебесной. Стоимость их продукции во всех ценовых сегментах также вырастет из-за девальвации рубля, но конкурентоспособность в отсутствии альтернатив все равно моментально возрастет.
Смогут ли условные REDMOND, BORK, Polaris или Scarlett удовлетворить возросший спрос? Сегодня это основной вопрос, на который непросто дать ответ, но в среднесрочной перспективе увеличить объемы производства в связи с ростом продаж для них не составит труда. Избежать дефицита позволит возможный выход на российский рынок многих китайских брендов, которые не были представлены в стране ранее.
Есть ли альтернатива западным, японским и корейским брендам?
Если говорить конкретно про массовый сегмент, то продукция глобальных лидеров мало чем отличается по качеству и надежности от аналогов под брендами из России или Китая. Такие товары производятся там же, в Юго-Восточной Азии, а поставщиками основных комплектующих для чайников под брендами Braun и Polaris могут быть одни и те же китайские компании.
Еще до нынешнего кризиса подобные бренды успешно конкурировали с азиатскими (тем же Samsung) и даже получали престижные премии. Все тот же BORK имеет свыше 50 международных наград в сфере промышленного дизайна. А в 2021 году REDMOND удостоился знака RedDot Design Award, старейшей и самой престижной мировой премии в этой сфере, за дизайн мясорубки RMG-M1250-8. Линейка Multicookers была признана экспертами авторитетного журнала Core77 лидером мирового рынка.
В отдельных сегментах бренды с российским участием в последние годы занимали значительную долю. Так, по данным GFK, безоговорочным лидером по продажам в России стали умные чайники-светильники SkyKettle. Востребованная в массовом сегменте техника Polaris неоднократно выигрывала премии «Народная марка – Марка №1 в России» и «Продукт года». По мнению специалистов, секрет такого успеха состоит в лучшем понимании потребностей простых россиян и готовности отказаться от пресловутой «платы за бренд», размер которой может составлять до половины стоимости.
Можно ли заменить все, что производят ушедшие с рынка компании?
В сегменте мелкой бытовой техники адекватная альтернатива есть практически для всего ассортимента ушедших брендов. По официальной информации REDMOND выпускает свыше 1300 наименований в 50 товарных группах. Аналогичная ситуация и у BORK с Polaris – у каждого бренда есть успешные линейки в своих сегментах, а в целом они покрывают практически весь ассортимент востребованной на рынке продукции. Компании активно развивают и собственную розницу: у BORK 45 собственных бутиков, REDMOND имеет 90 монобрендовых торговых точек.
У экспертов нет сомнений, что приход на российский рынок новых китайских и других иностранных производителей – вопрос времени. Компаниям необходимо определиться с моделями продаж, найти партнеров в России, отладить логистику и другие бизнес-процессы. По самым оптимистичных прогнозам появление новых брендов случится не ранее, чем через несколько месяцев. При этом все еще остается открытым вопрос, вернутся или нет глобальные бренды.
Все будет хорошо или все-таки нет?
С учетом среднего срока службы техники в данном сегменте, Россию вряд ли ожидает серьезный дефицит в ближайшие месяцы. Первая эмоциональная реакция потребителей постепенно сойдет на нет, и рынок адаптируется к новым условиям. Даже при самых пессимистичных сценариях развития событий покупатели переориентируются на более бюджетные варианты.
Кризис – время возможностей. Бренды, оставшиеся на российском рынке, получают шанс существенно нарастить свою долю рынка, а многие покупатели – открыть для себя качественную и надежную продукцию тех брендов, на которые раньше не обращали внимания. И тем, и другим грех такой возможностью не воспользоваться.