Мрачные обычаи Средневековья, которые сегодня кажутся ужасными
Средневековье в массовом сознании — это эпоха рыцарей, величественных замков и благородных королей. Однако за этой романтической картиной скрывается куда более жестокая и странная реальность. Европейцы тех времён жили по законам, которые сегодня кажутся не просто странными, а откровенно жуткими. Публичные казни были развлечением, медицина — примитивной, а социальные нормы зачастую шокируют даже историков.
Журналисты сайта pronedra.ru сообщают, что некоторые средневековые традиции были настолько мерзкими, что в современном мире кажутся немыслимыми. Как насчёт ночного клуба на кладбище? Или использования человеческой мочи как антисептика? О самых пугающих и странных обычаях Средних веков мы расскажем в этом материале.
Кладбище как рынок и бордель
Сегодня кладбище — это место скорби и памяти. Но в Средневековье оно представляло собой нечто совершенно иное. Днём здесь шумел рынок: продавали пиво, вино, хлеб и даже мясо. Пекарни располагались прямо среди могил, и никого не смущал удушливый запах разложения. Более того, средневековые жители верили, что выпечка, приготовленная в таком месте, обладает целебными свойствами.
Читайте по теме: Загадки сна в Средневековье, или Почему голландцы спали сидя
Одна из причин, по которой кладбища стали местами торговли, — нехватка земли. Места для захоронений катастрофически не хватало, поэтому кости ранее похороненных людей регулярно выкапывали и складывали в специальные оссуарии — костницы, расположенные тут же, рядом с торговыми рядами.
А ночью кладбище превращалось в настоящий бордель. Проститутки стекались сюда, чтобы оказывать услуги клиентам, избегая налогов, которые взимали феодалы. Здесь же жили нищие, проводили время азартные игроки, а пьяные горожане устраивали драки. Получалось нечто среднее между ночным клубом, игорным заведением и приютом для бездомных.
Вилка — «оружие дьявола»
Современный человек не представляет себе приём пищи без вилки. Но в Средние века этот столовый прибор был под запретом. Католическая церковь считала его дьявольским изобретением.
Впервые вилка появилась на Ближнем Востоке в V–VI веках, а затем попала в Византию. В Европу она пришла только в 1004 году, когда византийская принцесса Мария вышла замуж за венецианского дожа Джованни Орсеоло II. На свадебном пиру она поразила гостей, используя двухзубую вилку. Церковь сочла её инструментом дьявола — слишком уж она напоминала вилы, которыми, по представлениям средневековых людей, пользовались демоны в аду.
Когда Мария и её муж умерли спустя всего три года, церковники объявили это Божьим наказанием и запретили вилки на столах европейцев. На протяжении веков люди продолжали есть руками или насаживать мясо на ножи. Лишь в XVIII веке вилка окончательно вошла в обиход.
Предметы культа из человеческих костей
Почитание останков святых было важной частью средневековой религиозной жизни. Однако из костей делали не только реликвии, но и настоящие произведения искусства.
Из-за нехватки мест на кладбищах останки умерших регулярно выкапывали и складывали в оссуарии. Со временем эти хранилища переполнялись, и тогда из человеческих костей начинали изготавливать украшения для храмов. Самый известный пример — костяная часовня в Седлеце (Чехия). Здесь из останков созданы люстра, кресты, гербы и даже стены.
Для средневекового человека такое оформление храма не было чем-то жутким — наоборот, оно напоминало о бренности жизни и приближало прихожан к Богу.
Моча как антисептик
Современная медицина предлагает антисептики на любой вкус. Но в Средневековье всё было иначе. Одним из главных обеззараживающих средств считалась… человеческая моча.
Врачебные трактаты того времени рекомендовали обрабатывать уриной раны, ожоги и язвы. Этот метод использовал даже личный хирург короля Англии Генриха VIII. В отсутствие спирта, антибиотиков и дешёвого уксуса моча была самым доступным и распространённым дезинфицирующим средством.
Во время эпидемий чумы некоторым больным даже устраивали уринотерапию — их мыли в моче в надежде, что это поможет победить болезнь. Как можно догадаться, такие процедуры не спасали пациентов, но практика существовала веками.
Полосатая одежда как смертный приговор
Если бы в Средние века существовала мода на тельняшки, она могла бы стоить людям жизни. Дело в том, что полосатая одежда считалась знаком маргиналов и преступников.
Католическая церковь истолковала одну из библейских цитат как запрет на «двойную» одежду. Так как полосатая ткань напоминала сочетание разных материалов, её начали считать «дьявольской».
Полосатые наряды носили только низшие слои общества: палачи, заключённые, прокажённые, проститутки и шуты. Если же уважаемый человек появлялся в таком одеянии, это могло закончиться для него смертельным приговором.
Кроме того, люди в Средневековье плохо видели в сумерках, и полосатая одежда создавала иллюзию движущегося силуэта, что внушало страх и подозрение. Порой носителя таких одежд могли принять за призрака или злодея и напасть на него.
Средневековые нравы поражают своей жестокостью и нелогичностью. Кладбища превращались в рынки и бордели, моча использовалась вместо антисептиков, а полосатая одежда могла стоить человеку жизни.
Сегодня эти обычаи кажутся варварскими, но в те времена они были не просто нормой — они составляли основу повседневной жизни. История показывает, насколько изменился мир за последние века. И, возможно, наши современные привычки через несколько сотен лет покажутся будущим поколениям такими же странными.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что зачем сбривали брови и ресницы все знатные дамы в Средневековье