Поддержка угольной отрасли согласована – Путин утвердил предложения Новака

Президент России Владимир Путин утвердил предложения по дополнительной поддержке угольной отрасли, направленные вице-премьером Александром Новаком в конце апреля. Документ предварительно согласован с премьер-министром, а также получил поддержку региональных властей. В Федеральной антимонопольной службе подтвердили получение соответствующего указания главы государства, сообщает «Коммерсантъ».
Господдержка угольной отрасли
Несмотря на уже принятые меры, включая соглашение между ОАО РЖД и Кузбассом по вывозу угля на экспорт, расширение объемов перевозок в восточном и западном направлениях, а также снижение тарифов на логистику, ситуация в отрасли продолжает ухудшаться. По оценке, около 30 угледобывающих предприятий с годовым объемом добычи в 30 млн тонн оказались в зоне риска, а общее число занятых в них работников превышает 15 тысяч человек.
Читайте по теме: Новак оценил возможности России нарастить добычу угля
Для стабилизации положения предлагается создание механизма финансового оздоровления на базе ВЭБ.РФ. Планируется реструктуризация задолженностей и упрощенная процедура банкротства. Некоторые компании смогут получить отсрочку по налогам и страховым взносам сроком до одного года с возможностью пролонгации, при этом залоговое обеспечение не потребуется.
Железнодорожная монополия должна заключить новые соглашения с угольщиками Хакасии на гарантированный вывоз продукции, при этом предусмотрено предоставление скидок на перевозку угля в западном и южном направлениях. Также предусмотрен возврат понижающих коэффициентов для транспортировки энергетического угля. Финансовое возмещение выпадающих доходов РЖД поручено обеспечить Минфину. Кроме того, в рамках усиления сотрудничества с Китаем и Индией запланированы переговоры о снятии пошлин на российский уголь.
Как углю помогут льготы
Аналитики прогнозируют, что возврат льгот на перевозку может обеспечить дополнительную погрузку до 12 млн тонн угля. Однако в самом ОАО РЖД ситуацию пока не комментируют, как и в профильных министерствах. В «Сибантраците» рассчитывают на частичную компенсацию убытков при экспорте угля, особенно в случае укрепления курса доллара. В то же время подчеркивается, что стабильность логистических тарифов критична для реализации этих прогнозов.
По данным Росстата, суммарный убыток отрасли в первые 2 месяца 2025 г. составил почти 20 млрд рублей. Цены на энергетический уголь за это время снизились на 18%, а рентабельность экспорта — на 80–90%. Затраты на железнодорожные перевозки в восточном направлении выросли до 75% от стоимости угля на условиях FOB Дальний Восток.
Эксперты указывают, что, несмотря на поддержку, отрасль по-прежнему уязвима. Без повышения мировых цен минимум на треть, экспортный объем вряд ли превысит 200 млн тонн. В этой ситуации государственные меры рассматриваются скорее как способ стабилизации и поддержки ключевых предприятий до восстановления рыночной конъюнктуры.
Ранее на pronedra.ru писали, что убытки не покроются – в РЖД оценили влияние новых скидок для угля