«Роснефть» выступает за освобождение своих «дочек» от налога на сверхприбыль

11:15, 28 Июн, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: bangkokbook.ru

Законопроект о введении налога на сверхприбыль становится объектом интереса не только для нефтяных компаний, но и для их дочерних структур, не входящих в консолидированную группу налогоплательщиков. В частности, «Роснефть» стремится освободить свои непрофильные дочерние организации от обязательных выплат, сообщает «Коммерсантъ».

Детали налога на сверхприбыль

Комитет по энергетике Государственной Думы уже выразил свои замечания к законопроекту, подготовив соответствующее заключение. В нем предложили исключить из обязанности уплачивать налог непрофильные дочерние структуры государственных нефтекомпаний, которые вносят доходы в бюджет в форме дивидендов.

Такие дочерние компании, занимающиеся IT, нефтехимией и поставками нефтепродуктов, не включены в консолидированную группу налогоплательщиков. Ее институт был создан в 2012 году с целью оптимизации налога на прибыль в рамках холдинга, позволяя компаниям в группе снижать свою прибыль за счет убытков других. Практически все крупные организации пользовались этим режимом. Однако, с 2016 года наложен мораторий на расширение консолидированной группы налогоплательщиков.

Законопроект о налоге на сверхприбыль предусматривает однократный платеж для компаний, средняя прибыль которых в 2021-2022 годах превышает 1 миллиард рублей. Ставка составляет 10% от налоговой базы, определенной как разница между средней прибылью в 2021-2022 годах и тем же показателем в 2018-2019 годах. Проект был поддержан бюджетным комитетом Государственной Думы 26 июня. Министерство финансов решило не облагать налогом на сверхприбыль нефтедобытчиков и НПЗ, поскольку уже повысило налоговую нагрузку на них в 2022 году.

Оценка поступлений в бюджет от налога на сверхприбыль составляет 300 миллиардов рублей.

Согласно проекту, освобождаются от налога организации, осуществлявшие добычу углеводородного сырья в 2022 году, отмечает Михаил Орлов из Kept. Он считает, что, если сами нефтедобывающие компании не занимаются добычей нефти, государству нет оснований освобождать их дочерние организации от налога. Орлов полагает, что полное освобождение бывших участников КГН от налога можно рассматривать как весьма либеральный подход, однако дальнейшее расширение числа «льготников» может изменить концепцию и потребовать корректировки ставок для достижения запланированного объема сбора.

«Роснефть» за освобождение от налога на сверхприбыль

В Российской Федерации две крупнейшие нефтяные компании с государственным участием — «Роснефть» и «Газпром нефть». Именно первая, по данным журналистов pronedra.ru, инициировала дискуссию об освобождении своих дочерних структур от налога на сверхприбыль. В составе ее консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) находилось около 60 компаний, однако полный список участников не был в открытом доступе. У «Роснефти» есть 3 крупных нефтехимических производства, и 2 из них, вероятно, не вошли в состав КГН. Речь идет о Новокуйбышевской нефтехимической компании (прибыль в 2018 и 2019 годах — 410 млн и 1,2 млрд рублей соответственно), приобретенной «Роснефтью» в марте 2015 г., и «Уфаоргсинтезе», входящей в «Башнефть» (прибыль в 2018 и 2019 годах — 2,5 млрд и 3,2 млрд рублей соответственно).

«Роснефть» приобрела контрольный пакет акций «Башнефти» в конце 2016 г. Финансовые результаты этих компаний за 2021-2022 годы не были раскрыты, но, вероятно, они улучшили свои показатели благодаря росту цен на нефть и ослаблению рубля. Крупные IT-структуры, принадлежащие «Роснефти», включают «Сибинтек» (прибыль в 2018-2019 годах — 2 млрд и 1 млрд рублей соответственно) и «РН-БашНИПИнефть» (прибыль — 276 млн и 372 млн рублей в 2018-2019 годах), которая была частью «Башнефти» до 2018 года.

Комитет по энергетике Государственной Думы также просит освободить от налога на сверхприбыль компании «Транснефть» и «Россети», поскольку их выручка формируется в основном за счет тарифов. Также стоит отметить стивидорные организации, созданные угольными компаниями.

Практика предоставления исключений может привести к перераспределению налоговой нагрузки между другими плательщиками этого налога. Сергей Семенов, управляющий партнер Taxology, указывает, что компании могли не войти в КГН из-за недостаточного участия владения или были приобретены после формирования КГН. Он также отмечает, что они могут осуществлять различные виды деятельности в сфере IT, транспорта, логистики и торговли.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *