Санкции не мешают – Китай закупает нефть из России

Значительные объемы нефти из России, несмотря на санкции, продолжают экспортироваться в Китай. Хотя США усиливают давление, включая ограничения для арктических сортов, Москва усиливает логистические схемы и наращивает объёмы морских перевозок, сообщает «Прайм».
Статистика по нефти – Китай может нарастить поставки
По итогам 2024 г. объём поставок российской нефти в Китай достиг исторического максимума — свыше 108 млн тонн. Это на 2,8% больше по стоимости, чем годом ранее, и соответствует среднесуточному объему в 2,19 млн баррелей. Для Пекина российское сырье стало не только стабильным ресурсом, но и выгодным по цене, что укрепило торговые связи двух стран.
Читайте по теме: Трамп бьет по своему СПГ – последствия сборов с китайских судов
Отдельное значение в экспорте приобретает арктическая нефть, на которую теперь приходится около 10% морских поставок из России. После включения арктических сортов ARCO и Novy Port в санкционные списки США, а также ограничения в отношении «Газпром нефти», в январе возникли риски для привычных логистических маршрутов. Однако российские компании оперативно адаптировались, увеличив использование схемы «борт-в-борт», которая позволяет перегружать сырье в нейтральных водах, минуя прямые санкционные барьеры.
Активизация перевалки нефти между судами у побережья Малайзии и Сингапура позволила обойти значительную часть ограничений. Сырые грузы сначала доставляются в международные воды, где перегружаются на крупнотоннажные танкеры (VLCC), не попадающие под санкции, а затем направляются в Китай.
По данным аналитиков, в ближайшие недели объем арктических поставок может существенно вырасти. Использование схемы с перегрузкой на нейтральной территории позволяет минимизировать риски для покупателей и гарантировать стабильность экспортных маршрутов. Это свидетельствует о высокой степени адаптации российской энергетической отрасли к санкционным условиям и о том, что экономическое сотрудничество с Китаем выходит на качественно новый уровень.
Китай интересуют арктические сорта нефти
Редкие сорта российской нефти укрепили свои позиции на азиатском направлении, став важным элементом поставок в Китай и Индию. Ранее арктические марки, такие как «Новый порт», «Варандей» и плотная высокосернистая нефть Arco, начали активно поступать на переработку на азиатские нефтеперерабатывающие заводы. При этом европейские потребители, прежде активно закупавшие Arco — в первую очередь Великобритания и Нидерланды, — утратили доступ к этому ресурсу из-за санкционных ограничений и смены логистических маршрутов.
Особенности химического состава арктических сортов обеспечивают их высокую эффективность при производстве топлива. Российская нефть из северных месторождений выгодно отличается высоким выходом светлых нефтепродуктов, что делает её востребованной для переработки. Дополнительным преимуществом остаётся стоимость: арктические сорта часто реализуются с заметным дисконтом к мировым эталонам, что особенно важно в условиях повышенного санкционного давления и сложной логистики.
Наибольший интерес к этим поставкам сохраняют независимые перерабатывающие предприятия Китая, главным образом сосредоточенные в провинции Шаньдун. Эти НПЗ продолжают закупать арктическое сырьё, несмотря на возросшие внешнеполитические и экономические риски. Однако их активность несколько снизилась. Причины — в замедлении темпов роста китайской экономики, колебаниях цен на нефтепродукты и усилении санкционного пресса, оказывающего давление на логистику и схемы расчетов.
Россия адаптирует логистику нефти
На фоне сохраняющихся ограничений, связанных с санкциями и сезонной недоступностью Северного морского пути, российские поставки нефти в Китай продолжаются, демонстрируя адаптивность логистических схем. Хотя использование маршрута через Суэцкий канал удлиняет сроки доставки до двух месяцев, китайские нефтеперерабатывающие предприятия по-прежнему готовы оплачивать дополнительные издержки, предпочитая безопасные поставки, не попадающие под вторичные санкции со стороны США.
Временно закрытый до июля СМП, несмотря на ограничения, рассматривается как перспективное направление. Потепление в Арктике делает этот маршрут всё более доступным, предоставляя России возможность наращивать объёмы перевозок за счёт выгодного географического положения. Ледокольный флот, насчитывающий более 50 единиц, включая атомные суда, обеспечивает России лидирующие позиции в этом сегменте. Однако для полноценного круглогодичного судоходства по Арктике необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры и усиление логистической базы.
Дополнительный стимул для наращивания поставок в КНР даёт продолжающееся ухудшение торговых отношений между Китаем и США. Из-за сокращения объёмов импорта сжиженного природного газа из США — падение составило 70% в I квартале. В марте поставки и вовсе прекратились — Китай оказался в поиске новых надёжных партнёров для замещения выпадающих объемов. Россия, предлагая нефть и СПГ морским путём, становится для Пекина стратегическим поставщиком.
Несмотря на ужесточение санкций и рост затрат на логистику, Москва продолжает активно развивать теневой флот. За год количество судов, задействованных в перевозке российской нефти, увеличилось на треть. В том числе активно используется схема перегрузки нефти с судна на судно в нейтральных водах, что позволяет обойти прямые ограничения и доставлять сырьё в Азию.
Ранее на pronedra.ru писали, что поставки нефти из России для китайской Sinopec возобновились