«Сланцевая революция»: надолго ли она продлевает век нефти?
Эксперты Forbes активно рассуждают сегодня о современной «нефтянке» — что она собой сейчас представляет? Высокотехнологичную индустрию либо ту самую современную экономику, к высоким показателям которой так активно стремятся мировые лидеры?
Специалисты единогласно указывают прежде всего на тот факт, что сланцевая индустрия в Соединенных Штатах играет в последние несколько лет роль game сhanger в нефтяной индустрии мира. По-настоящему кратчайшие сроки понадобились Америке для того, чтобы добиться практически двойного наращивания своей добычи, и это просто никак не могло, разумеется, не отразиться на общемировом нефтяном балансе.
«Увеличение импортозамещения нефти со стороны основного «бензобака» планеты представляет собой однозначно негативную новость для поставщиков традиционных, в первую очередь, для Саудовской Аравии, — говорится в обзоре экспертов Forbes. — Отсюда, собственно, и то огромное, если не сказать колоссальное внимание, которое сосредоточено сегодня на сланцевых проектах, реализуемых Северной Америкой».
Нетрадиционная нефть
Сразу определимся, что произнося «сланец», мир говорит о синониме словосочетания «нетрадиционная нефть». С точки зрения геологической, однако, это в корне неверно. Под нетрадиционной нефтью следует понимать нечто более широкое – сюда относят самые разные виды «черного золота», в первую очередь, tight oil, то есть сырье низкопроницаемых коллекторов.
Сланцы в классическом их понимании (shale rock) представляют собой породы, отличающиеся крайне низкой степенью проницаемости (до 100 нано-Дарси), а также пористостью, которая составляет от трех до 10-ти процентов. Что же касается слабопроницаемых пород (tight rock), то преимущественно это песчаники. Проницаемость здесь тоже довольно низкая — до 0,1 милли-Дарси, а вот пористость достигает уже 12-ти процентов. Вот причины, по которым рассуждающие о сланце эксперты на самом деле подвергают анализу намного более широкий спектр нефтяных проектов.
Сланец переформатирует нефтяной рынок?
Авторитетные зарубежные аналитики указывают здесь не только на чрезвычайно важную роль, если говорить о переформатировании глобального рынка сырья. Сланец, признают специалисты, действительно дал принципиально новое рождение общемировой нефтяной индустрии, и ему действительно уже удалось в какой-то степени продлить век нефти. Еще не так давно доминировала в обществе теория об ограниченности и о конечности запасов «черного золота». Надо сказать, что среди обывателей Запада она сеяла нешуточную панику, а в руках теоретиков альтернативной энергетики стала настоящей «страшилкой». Cланец же продемонстрировал следующее: общие запасы сырой нефти по миру еще довольно велики и, что немаловажно, ими располагают сегодня в том числе и государства политического Запада.
«Взгляды американского лидера Дональда Трампа на энергетику — в чистом виде продукт как раз именно так называемой «сланцевой революции». Если бы не она, президент Соединенных Штатов попросту не смог настолько лихо открещиваться от «зеленой» энергетики, систематически повторяя, что это какая-то чепуха», — подчеркивают зарубежные эксперты.
Сланец уже четко продемонстрировал, кроме прочего, что под «нефтянкой» современности следует понимать не что иное как высокотехнологичную индустрию. Вот это и есть как раз «та современная экономика, которую буквально с лупой сегодня ищут в своей стране россияне».
Сланец – цифровая индустрия
Речь идет о цифровой индустрии в чистом виде: производство сланцевой нефти было бы элементарно невозможным без такого механизма как математическое моделирование пластов. Дело в том, что данная технология нуждается в постоянном бурении, а повышение его общей продуктивности представляет собой принципиально важную задачу для нефтяников. Для этого, собственно, и используют big data.
«Это отличный кейс для тех россиян, которые любят противопоставление сырьевого комплекса и цифровой экономики, рисуемой по непонятным причинам через абсолютное отрицание добычной индустрии. Понятия эти, между тем, на самом деле являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими», — констатируют эксперты.
Суточная добыча нефти в Америке в минувшем году достигала в среднем отметки в 8,9 миллиона баррелей. Следует отметить, что этот показатель побил предыдущий рекорд, который был зафиксирован в Штатах в 2015-м. Производство так называемой нетрадиционной нефти в стране увеличивалось по итогам последних нескольких лет двузначными цифрами. Исключением стал лишь 2016 год.
Разработки месторождений нефти на Аляске, а также добыча на шельфах явно идут при этом на убыль. Американский Фонд национальной энергетической безопасности обнародовал не так давно отчет о реализации сланцевых проектов на территории страны. Документ указал на то, что добыча нетрадиционного сырья вышла в прошлом году на 50-процентный уровень против значения в 15 процентов, зафиксированного в 2010-м. Рывок – поистине колоссальный.
Себестоимость сланцевой нефти
Ключевым вопросом из всех, что связаны со сланцевыми проектами, является их себестоимость. Добывать традиционную нефть на территории Западной Сибири либо Персидского залива – намного дешевле, чем сланцевую. Сланцевые проекты отличаются довольно высокими операционными затратами. Эксперты указывают на то, что в среднем – от 30 до 40 процентов. Речь идет о расходах на бурение, в том числе это аренда буровых, а также на закупку труб и на буровые растворы. Капзатраты в сравнении с традиционными проектами отличаются при этом относительно невысокими отметками.
Именно по этим причинам производство сланца демонстрирует волатильность к нефтяным котировкам, поясняют аналитики. Если стоимость оказывается выше, чем себестоимость, то моментально растет инвестирование, и демонстрируют увеличение показатели добычи. Если же она ниже, то идет сокращение. Повышение объемов производства в свою очередь сразу же начинает давить на цены нефти — они плавно снижаются на всех рынках мира, воздействуя на объемы инвестирования в сланцевую индустрию. Степень безубыточности производства на разных формациях отличается при этом сильнейшими различиями.
«Многие из американских, как и российских коллег, об этом попросту «забывают». Они довольствуются указанием какой-либо одной цифры, которая характерна только для одной отдельной формации, пусть она даже и ведущая, то есть той, что делает наибольшие вклады в сланцевую добычу «черного золота» или природного газа», — подытоживают аналитики.
Наиболее низкие показатели себестоимости сегодня – у субформаций нефтяной формации Permian в Штатах: по трем ключевым из них себестоимость добычи барреля составляла в среднем в пределах 37 долларов, однако, разброс довольно ощутимый — от 23 до 58 долларов.
Себестоимость производства «черного золота» на Eagle Ford тоже различна, и зависит она непосредственно от участка. Специалисты указывают, в частности, на сумму от 22-х долларов за «бочку» на DeWitt до 58-ми – на Dimmit.
Субформациям Bakken в свою очередь характерны хорошие геологические характеристики: скважины показывают неплохой начальный дебит, а функционируют они при этом на порядок дольше по сравнению с остальными. Себестоимость с подобными характеристиками приближена к Eagle Ford: она составляет в среднем около 40–40,5 доллара за «бочку», хотя в зависимости от субформаций весь диапазон пребывает между уровнями в 22 и 56,5 доллара. От чего это зависит? Все просто: от того, какое поведение демонстрируют скважины на участках.
Согласно расчетам аналитиков, для того чтобы поддерживать добычу нетрадиционного сырья на уровне не ниже четырех миллионов баррелей в день, стоимость «легкой» американской марки нефти WTI должна варьироваться в коридоре от 40 до 45 долларов.
Однако, важно понимать следующее: сегодня есть очень много различных оценок по извлекаемым ресурсам месторождений, и рыночные эксперты ко всему прочему систематически их меняют. На себестоимости это тоже отражается.
Для того, чтобы можно было заметно расширить ресурсную базу, необходимо активно заниматься изучением новых участков, между тем, стоимость сланца на уровне 50–55 долларов выглядит сегодня все же как относительно комфортная. Цены в настоящее время выше, следовательно, Северная Америка продолжит фиксировать повышения объемов своей добычи. Игнорировать этот момент эксперты нефтяного рынка настоятельно не рекомендуют.
Любопытно, почему Саудовская Аравия убеждена, что «сланцевая революция» США выдохлась. Читайте об этом в предыдущем материале портала «Пронедра».