Нужно сдерживать стоимость бензина – в России хотят ввести потолок цен на АЗС

Инициатива по введению предельных розничных цен на автозаправках поступила в антимонопольную службу и вызвала широкий резонанс в отрасли. Предложение исходило от Национального автомобильного союза, представившего формулу расчета потолка через ценовой индекс — цена по дню аналогичного периода 2024 г. с учетом накопленной инфляции. Обращение направлено в ФАС, где заявили о намерении рассмотреть идею в установленном порядке, сообщает iz.ru.
Поводом для инициативы послужили недавние случаи локального роста цен и ограничений отпуска топлива на отдельных станциях. Несетевые заправки в ряде регионов повысили прайс примерно на 5–8 рублей по отношению к сетевым игрокам. Сообщения о подобных практиках отмечались в Тамбовской, Тверской и Липецкой областях. Антимонопольная служба уже вела проверки по ряду сигналов, параллельно усилив мониторинг розничных котировок топлива на российском рынке.
Нужен потолок цен на топливо на АЗС
ФАС поддерживает постоянный мониторинг цен почти на 12 000 АЗС. При этом в службе имеется накопленный опыт применения предупреждений и штрафных мер по фактам необоснованного роста прайсов. В одном из недавних эпизодов антимонопольщики возбудили дело в отношении компании, сократившей объемы продаж бензинов на бирже в мае–июне. Это послужило предметом отдельной проверки.
Читайте по теме: ограничение на продажу бензина в Тюмени: до 30 литров на авто
Правительственные меры по стабилизации рынка уже принимаются: временный запрет на экспорт бензина продлен до 31 декабря, введены ограничения на экспорт дизтоплива и части газойлей, а также подписан указ о моратории на обнуление выплат по топливному демпферу с 1 октября 2025 г. по 1 мая 2026 г. Эти решения направлены на снижение внешнего давления на внутренние оптовые цены и создание условий для стабилизации розницы.
Реакция бизнеса оказалась разнонаправленной. Крупные вертикально интегрированные нефтекомпании указывают на устойчивую ценовую политику в сетевом сегменте, тогда как независимые операторы отмечают сильное давление издержек и отсутствие резервов для торговли в убыток при периодах оптового удорожания. Независимые сети составляют большую долю точек продаж по числу станций, при этом по объемам реализации доминируют большие вертикальные игроки. Представители отрасли предостерегают, что жесткое ценовое ограничение может усилить дискриминацию участников рынка, спровоцировать уход части независимых операторов и снизить приток инвестиций в инфраструктуру.
С другой стороны, участники рынка грузовых перевозок и ряд ассоциаций перевозчиков расценивают инициативу как своевременную меру. Для транспортного сектора рост стоимости солярки напрямую отражается на тарифах и конечных ценах на товары, поэтому контроль над розничными ценами рассматривается как инструмент борьбы с инфляционным давлением. Экономическая уязвимость логистики при значительном увеличении цен на дизтопливо подчеркивает системную связь между рынком топлива и уровнем издержек в экономике.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что нужно стабилизировать рынок: Новак предложил обнулить пошлины на бензин из Азии