Пошлины на уголь возвращаются с 1 марта
Российское правительство приняло решение вновь установить курсовые пошлины для экспортируемого угля. Если доллар будет стоит дешевле 80 рублей, ее ставка будет 0%. В остальных случаях пошлина составит 4-7%, в зависимости от курса. Мера вступает в силу 1 марта и будет действовать до 28 февраля 2025 г., сообщает «Коммерсантъ».
Сбор был возвращен с целью пополнения казны. Пошлины призваны обеспечить дополнительные доходы бюджета. Однако, на некоторое время угольная отрасль получала передышку.
Экспортные пошлины на твердое топливо были введены с 1 октября 2023 г. Однако, журналисты pronedra.ru сообщали об их отмене правительственным указом от 27 декабря 2023 г. Решение было принято для поддержки угольной отрасли.
Интересно, что решение об отмене пошлин было принято в условиях сопротивления со стороны Минфина. Источники утверждают, что в январе Минфин предложил увеличить налог на добавленную стоимость (НДПИ) на уголь с 1 апреля, поднимая плоскую ставку на 380 рублей за тонну. Мотивацией к такому шагу было необходимо компенсировать убытки бюджета, вызванные отменой экспортных пошлин. Однако пока не ясно, будут ли реализованы планы по увеличению НДПИ.
Возможность введения новых пошлин и увеличения НДПИ на уголь кажется реальным, учитывая финансовые потребности бюджета и точку зрения Минфина о низкой налоговой нагрузке в угольной промышленности.
Это решение о налоговом увеличении приходит в период, когда экспортные потоки угля стабилизировались, а отрасль адаптировалась к утрате европейского рынка и воздействию санкций. При этом Банк России показал в февральском обзоре снижение стоимости поставляемого в Азию угля на 10% относительно котировок IV квартала 2023 г. Падение цен объясняется введением Китаем импортных пошлин на уголь из России в январе и уменьшением спроса на основных рынках.
Страна рискует столкнуться с сильным сокращением экспортных поставок энергетического угля, если не связать пошлины с мировыми ценами, предупреждают эксперты. Такая ситуация делает их нерентабельными. Дешевое топливо может перестать поступать через черноморские и балтийские порты. В результате Восточный полигон рискует столкнуться с дополнительным давлением.