Принуждение к грамотности: как всеобщее образование стало условием выживания СССР

В начале октября 1930 года в газете «Вечерняя Москва» появилось письмо, которое трудно было не заметить:
«Живём святым духом, так как зарплату на месте не выдают. Хлеба кооперация не отпускает. Квартиры нет. Живём в школьном помещении, потолок у которого обваливается… Если вы не поможете, у нас один выход – удрать».
Под письмом стояли подписи подмосковных учителей. Оно стало своеобразным символом коллизии, в которой оказалась советская школа начала 30-х: государство требовало всеобщего обучения, но на местах педагоги существовали в условиях, которые напрямую подрывали этот план.
Образование — не роскошь, а стратегия выживания
14 августа 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Затягивать было нельзя. СССР только что вступил в первую пятилетку, и без массового грамотного населения индустриальный рывок оставался мечтой.
Через полгода Сталин сформулировал задачу предельно жёстко:
«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы обязаны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
История подтвердила актуальность этих слов: ровно через десять лет, в 1941-м, страну попытались «смять» силой оружия. Спасти смогла в том числе созданная в рекордные сроки индустриальная база. Но в этой цепочке был и менее очевидный, хотя и критически важный элемент — школьная парта.
Грамотность: от позорной статистики до культурной революции
В 1926 году СССР занимал 19-е место в Европе по уровню грамотности — 51,1% населения умели читать и писать. Даже Турция и Португалия опережали нас. В школу ходила половина детей 8–11 лет.
Советские лидеры прекрасно понимали: без принуждения результата не будет. Российская империя пыталась заговорить тему всеобщего образования ещё в 1908 году, но 4 года подряд законопроект отклонялся — под предлогом «внешней опасности» и приоритета военных расходов. Итогом стали снарядный голод 1915 года и кадровый голод в промышленности.
В отличие от дореволюционных «дискуссий», в 1930-м действовали быстро: 25 июля — решение Политбюро, 14 августа — закон.
Закон был строг:
- Родители обязаны отправлять детей в школу, иначе — наказание по закону.
- Чиновники обязаны обеспечить условия, иначе — политическая ответственность.
Сопротивление деревни и тактика государства
На селе закон встретили в штыки. Ходили разговоры:
«Если все будем грамотные, работать будет некому».
Реальность была жестче: массовое наказание крестьян за «непускание» детей означало бы паралич сельского хозяйства. Поэтому применили мягкую силу.
К 1932 году запустили масштабное «культпоходное» движение: более 3 млн культармейцев собирали средства, шили одежду, обеспечивали школьные завтраки, подвоз детей. Прямые материальные выгоды — тёплые валенки, тарелка горячей каши — работали эффективнее лозунгов.
Учитель как привилегия
Проблема, однако, заключалась в том, что чиновники не спешили заботиться о педагогах. Письма в прессу, вроде октябрьского обращения из Подмосковья, стали инструментом давления сверху.
В 1932 году ЦК ВКП(б) постановил приравнять учителей к промышленным рабочим по снабжению, жилью, путёвкам и праву на приём детей в вузы. Это была беспрецедентная мера: в условиях первых пятилеток квалифицированный рабочий был вершиной социальной иерархии.
Результат был виден быстро:
- в 1932 году — 98% детей 8–11 лет уже охвачены школой;
- к 1939 году — практически полная грамотность населения.
Цена и значение культурной мобилизации
Всеобщее обучение в СССР стало не только социальной реформой, но и элементом государственной безопасности. Оно обеспечило кадры для индустриализации, ускорило социальную мобильность и создало слой педагогов, который в довоенные годы фактически приравнивался к промышленной элите.
Но стартовые условия этой «культурной революции» были далеки от идиллии: учителя без зарплат, полуразваленные школы, недоверие крестьян и сопротивление бюрократии. И всё же именно в этой борьбе был заложен фундамент, позволивший стране выдержать испытания 40-х годов.
Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали о забавных, веселых и познавательных культовых фильмах времен СССР, которые и сейчас будут интересны детям – 5 кинолент на каникулы