Уголь «подчинился» Китаю – как крупнейший покупатель повлиял на цены

16:32, 09 Апр, 2025
Татьяна Арестова
Добыча угля
Иллюстрация: pronedra.ru

Мировой рынок угля сталкивается с затяжным снижением цен, достигших минимальных значений за последние годы. Основным фактором остаётся ослабление спроса со стороны Китая — крупнейшего потребителя этого энергоресурса. Аналитики связывают текущее положение дел с комплексом факторов, среди которых — умеренная потребность в угле у стран Восточной Азии и стабильный экспорт из Австралии. Однако именно китайский рынок наиболее чётко иллюстрирует негативную динамику, особенно в сегменте энергетического угля, сообщает forbes.ru.

Китай «надавил» на цены на уголь

В марте индекс CCI, отражающий стоимость импорта угля в Китай, снизился до 82 долларов за тонну при калорийности 5500 ккал/кг по условиям поставки CFR. Для сравнения, в аналогичный период прошлого года цена составляла 111 доллара за тонну. Таким образом, сокращение стоимости угля составило около 26% за год, что негативно сказывается на экспортерах, в том числе на российских компаниях.

Читайте по теме: новые возможности для угля в энергетике – США толкают к пересмотру «зеленой» повестки

На долю Китая в 2024 г. пришлось 47% всего объема российского экспорта угля, подсчитали специалисты Metals & Mining Intelligence. При этом китайская сторона, по своим таможенным данным, указывала, что 13% импорта энергетического угля и 31% импорта металлургического угля приходились на поставки из России. Такая зависимость от китайского направления делает отечественную угольную отрасль особенно уязвимой к изменениям конъюнктуры в КНР.

Несмотря на общее замедление, в 2024 г. некоторые крупные российские угольные холдинги демонстрировали стабильные или даже умеренно положительные показатели добычи и экспорта. В то же время на фоне ухудшения рыночной ситуации более мелкие компании начали сворачивать деятельность. Уже в начале 2025 г. несколько небольших предприятий заявили о временной приостановке добычи.

Сложившиеся условия, по мнению аналитиков, будут сохраняться в краткосрочной перспективе. Ограниченный спрос со стороны Китая продолжит оставаться определяющим фактором, оказывающим давление на всю отрасль. При этом крупные игроки за счёт инфраструктурных и логистических преимуществ, включая собственные терминалы, железнодорожные мощности и торговые подразделения, способны легче адаптироваться к внешним вызовам и жесткой конкуренции на азиатских рынках.

Влияние покупателей на мировой рынок угля

В 2021 г. китайский рынок угля продемонстрировал яркий пример того, как несбалансированность между внутренним спросом и предложением способна повлиять на глобальную ценовую динамику. Тогда потребление в КНР увеличилось на 11%, тогда как объемы добычи выросли лишь на 6%, а импорт, напротив, сократился на пятую часть. Итогом стала нехватка топлива для конечных потребителей и резкий рост закупок на внешних рынках. В октябре 2021 г. цена на энергетический уголь калорийностью 5500 ккал/кг в китайских портах достигала 250 долларов за тонну, при том что в первой половине года она колебалась в диапазоне 108–155 долларов.

Даже несмотря на фактическое ограничение импорта угля из Австралии в тот период, дефицит в Китае вызвал рост цен и на австралийский уголь. Так, котировки на продукцию калорийностью 6000 ккал/кг по условиям FOB Newcastle подскочили с 125 долларов в июне до 235 долларов за тонну в октябре. Такая ситуация заставила китайские власти пересмотреть свою энергетическую стратегию и впоследствии сконцентрироваться на усилении энергообеспечения страны.

К 2024 г. КНР начала придерживаться нового курса, наращивая импортные объемы ежемесячно до рекордных показателей. В первой половине года это компенсировало снижение собственной добычи, однако с середины года начался рост запасов не только в портах, но и у потребителей. По результатам 2024 г. поставки энергетического угля в Китай увеличились на 14%, составив 405 млн тонн. Объемы ввоза металлургического угля выросли на 12%, достигнув 137 млн тонн. Избыток предложения закономерно вызвал снижение цен на импортный уголь с декабря.

Такое положение дел нанесло удар по экспорту угля со всего мира. В феврале поставки энергетического угля из Австралии в Китай упали почти вдвое по сравнению с ноябрем предыдущего года, на фоне начала снижения цен, и на 39% по сравнению с январем. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило 17%. Подобные проблемы затронули и других производителей: поставки из Колумбии на азиатские рынки оказались нерентабельными, что уже отразилось на продажах в первом квартале 2025 года.

Мировой рынок угля продолжает испытывать давление из-за переизбытка предложения и ограниченного спроса. Сложившиеся экономические реалии не оставляют без последствий даже те страны, которые ранее не ориентировались на Китай в качестве основного покупателя.

Перспективы угольной отрасли России

Для российских угольных компаний текущая ситуация складывается под воздействием сразу нескольких неблагоприятных факторов. Снижение мировых цен на энергетическое сырьё и слабый спрос на ключевом азиатском направлении совпали с укреплением рубля, что в совокупности привело к резкому падению рублевых нетбэков. На фоне высоких логистических расходов, особенно в случае дальних маршрутов, доходность экспортных поставок резко снизилась.

По данным китайской таможни, объёмы поставок российского энергетического угля в Китай в феврале почти не изменились относительно января, однако за год показатель снизился на 5%, а по сравнению с ноябрём — на 44%. Более свежие данные указывают, что за первые 20 дней марта объём железнодорожных отгрузок в Китай уменьшился на 35% по сравнению с аналогичным периодом февраля. Основное падение наблюдается на северо-западном направлении, где отгрузки через балтийские порты сократились на 70%.

Ситуация осложняется и уровнем цен в северных китайских портах. Стоимость угля калорийностью 5500 ккал/кг к концу марта составляла $78,5 за тонну, а угля с 5000 ккал/кг — 69 долларов за тонну. С учётом текущих фрахтовых ставок и железнодорожных тарифов, поставки через порты Балтики стали убыточными: расчётный нетбэк без учёта себестоимости составляет минус 900–1100 рублей за тонну.

В условиях падающей рентабельности российские угольные компании вынуждены искать альтернативные рынки сбыта. Один из таких вариантов — Индия. Однако и там наблюдаются сложности: на внутреннем рынке нет дефицита угля, а конкуренция усиливается. Тем не менее, часть поставок продолжается через южные порты.

Ранее на pronedra.ru писали поддержку угольной отрасли прорабатывается – Минэнерго примет решение в ближайшее время

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *