Железнодорожный экспорт угля из России теряет прибыльность

В июле доходность экспортных перевозок угля по железной дороге заметно ухудшилась, продемонстрировав резкое падение даже по сравнению с июнем. По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), на отдельных направлениях маржинальность опустилась до нуля, а в ряде случаев стала отрицательной. Особенно сложной оказалась ситуация на южном и северо-западном маршрутах. Перевозчики фактически работают в убыток, покрывая лишь стоимость возврата порожних вагонов, сообщает kommersant.ru.
Данные ИПЕМ указывают на значительное снижение прибыли от перевозок угля из Кузбасса. В июле доходность по инновационным полувагонам на восточном направлении составила 760 рублей в сутки, а по типовым — 620 рублей. По сравнению с июнем эти показатели снизились на 52% и 44% соответственно. В годовом выражении падение достигло более чем в 5 раз. Существенно сократились и арендные ставки: инновационные полувагоны подешевели до 1800 рублей в сутки, типовые — до 1250 рублей, что ниже январского уровня в 1,7–2 раза.
Читайте по теме: вернется ли интерес к углю из России – эксперт оценила возможность восстановления спроса
Игроки отрасли подтверждают серьезность положения, отмечая, что нынешняя доходность не покрывает даже текущие эксплуатационные расходы и выплаты персоналу. В Федеральной грузовой компании подтвердили негативную динамику, объяснив ее влиянием рыночных и макроэкономических факторов. Там отметили, что несмотря на низкую рентабельность, компания продолжает выполнять обязательства перед угольной отраслью, обеспечивая ее необходимыми объемами подвижного состава.
По мнению аналитиков, в условиях сохраняющегося давления на рынок и крепкого курса рубля транспортные операторы сталкиваются с перспективой усугубления кризиса. Отрасль может вскоре столкнуться с нехваткой исправных вагонов, поскольку в условиях нулевой или отрицательной доходности нет средств даже на плановый ремонт, не говоря о лизинговых выплатах.
Некоторые направления уже приносят участникам рынка прямые убытки, а операторские компании испытывают серьезные трудности с обслуживанием долгов. Темпы снижения ставок аренды в ближайшее время, вероятно, замедлятся, однако полностью остановить падение пока не удается. Впереди — отопительный сезон, который традиционно сопровождается ростом мировых цен на уголь, но все ожидания напрямую зависят от динамики курса рубля. При сохранении его текущего уровня риски дальнейшего обострения ситуации остаются высокими.
Ранее на pronedra.ru писали, что рынок угля столкнется с консолидацией – аналитики оценили последствия кризиса