Что мешает Казахстану обеспечить транзит угля через порты России?

18:49, 18 Апр, 2018
Анна Федорова

В ноябре 2017-го в прессе появилась информация о том, что в Казахстане завершена разработка проекта межправительственного соглашения с Российской Федерацией, предоставляющего республике приоритетный доступ к морским портам нашего государства. Ключевой целью этого документа было названо обеспечение экспорта угля казахстанского производства, для которого транзит через РФ является едва ли не единственной реальной возможностью выхода на иностранные рынки.

Объем поставок, предусмотренный соглашением, должен составлять в пределах 14 миллионов тонн ежегодно, и для этого понадобилось бы занять 10 процентов от всех перевалочных мощностей России. Между тем, по причине перегрузки инфраструктуры появление в наших портах угольщиков из Казахстана является возможным сейчас исключительно за счет российских.

Добраться до моря

Добывающие и транспортные компании от подобной перспективы не в восторге. Казахстану были интересны прежде всего дальневосточные порты, обеспечивающие выход на довольно перспективный для него рынок в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако, доступ туда существенно затрудняют загруженность и ограниченная пропускная способность Транссиба и БАМа, а также недостаточная перевалочная мощность местных портов.

В мае 2014-го был заключен договор о создании ЕАЭС, но положение о равном доступе к морским портам в нем отсутствует. В этом документе содержатся только пункты о равном доступе к железнодорожной инфраструктуре и о введении в пределах Союза внутренних тарифов на перевозки. С целью устранить данное противоречие официальная Астана выступила с предложением в адрес Москвы о заключении специального соглашения, призванного обеспечить ее угольный сектор «выходом к морю». Российская Федерация, хорошо понимая степень рисков и осознавая все сложности, которые могут последовать за подписанием подобного документа, предпочла пока взять паузу.

Расчеты экспертов не утешают

Специалисты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) обнародовали 10 апреля итоги своего исследования, главной целью которого было определение степени воздействия экспорта угля из Казахстана на интересы российских компаний и российского экономического сектора. Сотрудники научно-исследовательской организации уточнили, что прибегли к методике моделирования, которая учитывает общую нагрузку на транспортные сети, применение грузового парка, доходность «Российских железных дорог» и конечный экономический эффект для ВВП страны. Отметим, что результаты проведенных экспертами расчетов – неутешительные. Они четко продемонстрировали, в частности, что проект, о котором идет речь, в его текущем виде никакой выгоды нашей стране не несет.

Моделирование специалисты осуществляли по трем возможным направлениям экспорта угля из Республики Казахстан – через порты Мурманска, Дальнего Востока и Усть-Луги. Общая стоимость перевозки в модели, которую использовали сотрудники ИПЕМ, полностью соответствовала условиям ЕАЭС, и предусмотрено ею было применение не транзитных, а внутренних тарифов. Однако, именно их размер, который должен вроде бы стимулировать перевозки, оказался в данном случае, парадоксально, но минусом. По подсчетам специалистов, перевозка угля из Казахстана по таким расценкам оказалась крайне невыгодной для России.

«Доступ Казахстана к портам Дальнего Востока на сегодня не представляется возможным, так как направление это сильно перегружено. Пустить туда угольщиков из Казахстана можно исключительно за счет российских, — констатировали в ИПЕМ. — Потери российского ВВП составят при таком раскладе до 10 миллиардов рублей ежегодно. Транзит угля через Мурманск и Усть-Лугу в принципе вполне возможен. Компания «РЖД» получит в итоге дополнительный доход в размере от 13,4 до 15 миллиардов рублей. Между тем, заметной выгоды нашему государству это не принесет, так как развитие портов ориентируют сейчас на российские компании, и интересы властей Казахстана в данном случае не учитывают».

Инфраструктура требует инвестиций

Выход из сложившейся ситуации специалисты ИМЕП видят сегодня в том, чтобы Республика Казахстан начала вкладывать инвестиции в развитие российских железных дорог и портов. Это выступило бы, по их мнению, в качестве основания для дальнейшего использования их по льготным тарифам.

«Инвестиции могут дать возможность нивелировать дополнительные нагрузки на портовую и транспортную инфраструктуру России, которые повлечет за собой уголь из Казахстана, — констатировал гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян. – В дальнейшей перспективе компании из Казахстана вообще могли бы построить в портах России свои перевалочные терминалы. Или другой вариант – они могут купить в них доли, что будет гарантировать их интересы на долгосрочную перспективу».

На сегодняшний день значительных выгод от транзита угля из Республики Казахстан для Российской Федерации нет, резюмировали эксперты.

Ранее мы информировали о том, что проблемы и дальнейшие перспективы угольной промышленности Российской Федерации обсудили эксперты КЭФ.

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *